№ 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ РЕФОРМА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: АНАЛИЗ ИТОГОВ В.А. <...> Сухомлин (факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: sukhomlin@mail.ru) В статье проанализированы итоги изменений в системе российского высшего образования, находящегося в процессе реформирования в течение двух последних десятилетий. <...> Обсуждаются цели реформирования, законодательная база, образовательные стандарты и результаты реформ. <...> Цели реформирования высшей школы Сначала выясним, каковы же основные цели реформы высшей шко - лы, на официальном языке — системы высшего профессионального образования (ВПО). <...> Путеводной звездой для реформаторов российского образования стали идеи Болонского процесса, доведенные до фетишизма, что и об29 условило в качестве стратегической задачи реформы перестройку системы ВПО по возможности в полном соответствии с принципами Болонского процесса. <...> Напомню, что Болонский процесс — чисто европейский проект, направленный на создание зоны европейского высшего образования в интересах развития европейской экономики и процветание граждан Европы. <...> Основные цели Болонского процесса — это обеспечение конкурентоспособности, привлекательности, рентабельности европейского образования. <...> В основе этого процесса лежит Болонская Декларация, представляющая собой ни к чему не обязывающее соглашение о намерениях стремиться к сопоставимости европейских дипломов о высшем образовании. <...> В качестве предлагаемых механизмов достижения этих целей в ней называются такие механизмы, как уровневая подготовка, кредитная система оценки учебной нагрузки, совместимая система оценки качества образования, единое Европейское приложение к диплому и пр. <...> Ущербность для России форсированной перестройки национальной высшей школы по модели Болонского процесса была показана автором в статьях, получивших широкую поддержку в профессиональном сообществе [1, 2]. <...> На самом деле главная цель <...>