№ 2 ЧУЖАЯ ЖИЗНЬ И БЕРЕГ ДАЛЬНИЙ ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЗАПАДЕ Б.Л. <...> Вульфсон (факультет педагогического образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; e-mail: fpo.mgu@mail.ru) В статье обсуждаются цели и задачи последипломной подготовки специалистов. <...> Представлены общие и специфические для европейских стран и США принципы и формы повышения квалификации и переподготовки дипломированных работников, как госслужащих, так и специалистов частных фирм. <...> Описана тенденция гуманитаризации образования и повышения роли фундаментальных исследований. <...> Ключевые слова: повышение квалификации, переподготовка дипломированных работников, последипломная подготовка, гуманитаризация образования. <...> Одна из важнейших социальных и культурных задач, стоящих перед странами современного мира, — развитие системы непрерывного образования, создание широкой сети разнообразных направлений учебы, способных отвечать как запросам общественного производства, так и стремлениям к позитивной самореализации различных профессиональных и социокультурных групп населения. <...> Все более заметное место в этой системе занимает последипломное образование— организованное систематическое обучение дипломированных работников с целью “осовременить” их профессиональные знания, устранить разрыв между ранее полученной ими профессиональной подготовкой и новыми требованиями, определяемыми глубокими изменениями в социально-экономической сфере, науке, культуре. <...> Последипломное образование осуществляется в рамках высшей школы, ставшей на Западе в последние десятилетия наиболее динамично развивающимся звеном системы образования. <...> Увеличилась доля студентов университетов и приравненных к ним высших школ в общей численности населения. <...> 72 Высшая школа теперь, в отличие от прежнего, формирует не только будущую социальную элиту, но и широкие слои работников умственного труда в разных сферах экономики <...>