Пастуро ЦВЕТОК ДЛЯ КОРОЛЯ: ВЕХИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ ЛИЛИИ∗ Прообразы лилии как изобразительного символа восходят к глубокой древности. <...> Этот мотив встречается на месопотамских цилиндрических печатях, египетских барельефах, микенской керамике, галльских монетах, сасанидских тканях, индейской одежде и японских «гербах». <...> Но символическое значение лилии меняется от культуры к культуре. <...> Иногда это символ чистоты и непорочности, иногда – образное выражение плодородия и пропитания, иногда – знак власти и господства. <...> «Все три символических значения сливаются в средневековой геральдической лилии» (с. <...> Сохраняя значение королевского атрибута, лилия в раннем Средневековье приобретает отчетливый религиозный смысл, главным образом христологический. <...> Истоки его – в строке Песни песней, 2,1: «Я нарцисс Саронский, лилия долин! <...> Постепенно к этому значению присоединяется символика, связанная с распространением культа Девы Марии, с которой отныне ассоциируют стих Песни песней, 2,2: «Что лилия между тернами, то возлюбленная Моя между девицами», а также многочисленные примеры из Писания и комментариев Отцов Церкви, где лилия представлена как символ чистоты и непорочности. <...> В XI–XII вв. лилия в иконографии становится основным символом Девы Марии. <...> В XIII в. распространенность лилии в качестве атрибута Девы Марии достигла своего апогея. <...> Пастуро вековье в живописных и скульптурных изображениях лилия встречается реже, и роза начинает составлять ей конкуренцию. <...> «Цветок любви одерживает верх над цветком непорочности, что само по себе является важным свидетельством того, в каком направлении стал далее развиваться культ Богородицы» (с. <...> В начале XIII в. утверждаются цвета герба французской династии Капетингов: лазоревое поле, усеянное золотыми лилиями. <...> Лилия толковалась как символ Девы Марии, покровительствующей французскому королевству. <...> С конца XIV в. число гербовых лилий сокращается до трех, что связывалось <...>