Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология  / №2 2013

Методологические и эпистемологические проблемы формирования теоретического знания в социологии (60,00 руб.)

0   0
Первый авторДобреньков
Страниц26
ID467791
АннотацияО проблемах создания общей теории в социологии, мультипарадигмальности современного социологического знания, дуализма социальной реальности и научной теории, а также об основных парадигмах социологии.
УДК316
Добреньков, В. Методологические и эпистемологические проблемы формирования теоретического знания в социологии / В. Добреньков // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология .— 2013 .— №2 .— С. 3-28 .— URL: https://rucont.ru/efd/467791 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Добреньков, докт. филос. наук, проф., зав. кафедрой истории и теории социологии, декан социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ** В окончании статьи В.И. Добренькова речь пойдет о проблемах создания общей теории в социологии, мультипарадигмальности современного социологического знания, дуализма социальной реальности и научной теории, а также об основных парадигмах социологии. <...> Ключевые слова: методология и эпистемология, теоретическое знание в социологии, основные социологические парадигмы, мультипарадигмальность современного социологического знания. <...> На пути к созданию общей теории в социологии В современной социологической литературе, как отечественной, так и зарубежной, высказываются прямо противоположные точки зрения о возможности создания в социологии общей теории. <...> “Гранд-теория” (grand theory), или “большая теория”, — название социологической теории, введенное в научное употребление видным американским социологом Р. <...> Миллсом в книге “Социологическое воображение”4 (1959) для обозначения абстрактного теоретизирования, в котором форма преобладает над содержанием5. <...> Миллс считал, что под такое определение подходит система Парсонса, к которой он относился весьма критически6. <...> Если “абстрактный эмпиризм” фетишизирует метод, то “большая теория” фетишизирует понятие. <...> В качестве доказательства Миллс намеревался изложить содержание 550 страниц книги Парсонса на 150 страницах обычным, доступным языком. <...> К сожалению, Миллс не осуществил своего 3 Кюэн Ш.-А. <...> Тем не менее в книге “Социологическое воображение” он попробовал изложить несколько страниц запутанного парсоновского текста буквально несколькими фразами: “Люди действуют друг с другом и друг против друга. <...> Написанная таким языком “большая теория” не только непонятна читателю, она фактически непригодна для эмпирических исследований <...>