ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ «Воспитание — вот цель педагогики! <...> .» Из наследия российской общественнопедагогической мысли второй половины XIX в. <...> From the her itage of the Russian sociopedagogical thought of the sec ond half of the XIX century Сергей ХИЖНЯКОВ (Sergey Kxizhnyakov), историк, публицист, старший научный сотрудник Института социальной педагогики РАО Продолжаем публикацию серии очерков из цикла «Становление и развитие социальной педагогики в России» (см. ¹¹ журнала 1, 2 за 2013 г.). <...> Очерк, который мы предлагаем, охватывает период второй половины XIX в. — времени широких общественно-педагогических дискуссий и новых идей социально-педагогической направленности. <...> В этот период определились факторы внешней среды, влияющие на личность, расширены понятия педагогики семьи, взаимосвязи семейного и публичного воспитания, поставлены вопросы внешкольного образования и дошкольного воспитания. <...> 87 СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В РОССИИ 3’2013 История социальной педагогики в России Годы школьного учения должны быть направлены на общее развитие личности. <...> Только такое образование, ориентированное на понимание окружающего мира и самопознание, обладает, по мысли Пирогова, наибольшим воспитывающим влиянием. ередина XIX в. <...> Общество жаж дало перемен и в области школьного образования. <...> Школа тех лет подверга лась сокрушительной критике за дог матизм, схоластику, отрыв от жизни, пассивность методов обучения и вос питания. <...> В обществе зрело требование придать содержанию школьного обу чения новые ценности — нравствен ность, духовность, патриотизм. <...> С Наработанный к тому времени в Рос сии арсенал идей, отражавших в той или иной степени генетическую суть социальной педагогики, значительно обогатился в ходе широкой и длитель ной общественнопедагогической дис куссии, развернувшейся России в кон це 1850х годов. <...> 88 От школы с односторонним приклад ным образованием нельзя ожидать развития дарованных человеку спо собностей, писал Пирогов <...>