// пути культуры // Виктор Погадаев Как малайский принц японскую принцессу полюбил Виктор Александрович Погадаев — востоковед, кандидат исторических наук, в настоящее время — преподаватель университета «Малайя» (КуалаЛумпур). <...> © Погадаев В.А. (текст, фото), 2015. // весна 2015 // Токио, а затем в КуалаЛумпуре произошло удиви тельное театральное действо — спектакль, расска зывающий о любви малайского принца и японской принцессы. <...> В спектакле встретились плоские кожаные куклы малайского традиционного теневого театра ва янг и куклы эдоитоаяцуринингё японского театра марионеток. <...> Ваянг является основной формой традиционного теат ра Малайзии, связанного с древними театрализованными ритуалами, и существует в четырёх разновидностях. <...> Ваянг гедек — тайского происхождения; его представления идут на тайском языке и устраиваются главным образом в по граничных с Таиландом районах. <...> Ваянгкулит джава, перенесённый в Малайзию переселенцами с острова Ява, сохраняет культуру предков: куклы вырезаются по яван ским шаблонам, текст зачитывается на яванском языке. <...> Ещё две разновидности — ваянг пурва (тоже яванского происхождения) и ваянг сиам (он же ваянг келантан), особенно популярный в Малайзии, — адаптированы для местного населения и идут на малайском языке. <...> Основные тексты ваянга заимствованы из малайского варианта ин дийского «Сказания о Раме», однако в наши дни пред принимаются попытки создания текстов на современные сюжеты и изготовления современных кукол. <...> Кукловод в ваянге (даланг) — одновременно ещё ре В жиссёр и актёр. <...> Обычно даланг — человек образованный и уважаемый, он является хранителем традиционной культуры, а неред ко и священнослужителем. // восточная коллекция // Даланг Рослан Харун с куклами ваянга. <...> Среди ведущих трупп ваянга в Малай зии — келантанская труппа, долгое время возглавлявшаяся национальным деяте лем культуры Хамзахом Авангом Аматом (1940—2001). <...> В 1974 году <...>