ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ БОРТОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ АМБИЦИИ Павел ИВАНОВ, главный редактор журнала «Авиапанорама», кандидат технических наук, старший научный сотрудник Эта статья в основном была написана 12 лет назад и передана на рецензию руководителю ГосНИИ авиационных систем Е.А. Федосову (ныне — научному руководителю — первому заместителю Генерального директора ФГУП «ГосНИИАС») академику РАН, д.т.н., профессору, лауреату Ленинской премии, Герою Социалистического труда, заслуженному деятелю науки РФ. <...> При том, что Евгений Александрович дал высокую оценку статье, рецензия явилась глубоким и ясным выражением стратегических приоритетов в руководстве созданием самолета (http://aviapanorama.ru/2004/11/ recenziya-akademika-ran-e-a-fedosova-na-statyu-bortovoj-intellekt-istoricheskie-tradicii-i-estestvennyeambicii/), вокруг которых я «ходил вокруг да около». <...> Действительно, об интеллекте бортового летного экипажа в статье ничего не говорится. <...> Через год разместил статью в исходной версии в разделе «Аналитика» сайта Российского фонда развития высоких технологий, советником которого состою с 2000 года. <...> Естественно, что наиболее позитивной реакция была со стороны руководства крупнейшего отечественного разработчика бортовых РЛС — «Фазотрон-НИИР», хотя не в этом я видел свою задачу. <...> Недавно, под впечатлением от вызванного военно-политическими проблемами возобновления разговоров о статусе генерального конструктора в ВПК, вспомнил об этой статье и показал ее научному руководителю журнала «Авиапанорама» д.т.н., профессору, заслуженному деятелю науки и техники РФ Г.П. <...> В нашей стране всегда производились отличные самолеты, очень неплохие авиадвигатели. <...> Но как-то сложилось мнение, что бортовое оборудование — авионика — традиционно не соответствовало их высокому уровню. <...> Известно, какое сильное впечатление произвели на японцев и американцев радиолампы бортовой радиолокационной станции (БРЛС) «Смерч-Ф» перехватчика МиГ-25П, угнанного предателем <...>