КИРСБЕРГ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ методическое пособие А. Ф. АСПИЦКАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Л. В. <...> Инструментальные средства ИКТ для создания дидактических материалов . <...> Следовательно, современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями [22]: успешно внедрять личностно-ориентированное обучение; организовать самостоятельную работу учащихся; внедрять деятельностный подход в обучении; представлять ученику информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т. д.); активизировать процессы восприятия, мышления и памяти; создавать для ученика непрерывный учет результатов деятельности; объективно оценивать знания учащихся; значительно снижать временные затраты на контроль знаний учащихся и подготовку к уроку, осуществляя быстрый поиск информационных объектов и их просмотр; реализовывать дидактический принцип наглядности, за счет не только статических изображений, но и динамических видеоматериалов; дополнять традиционный химический эксперимент, вводя компьютерное моделирование химических процессов; проводить виртуальный химический эксперимент; организовать проблемное обучение; повысить интерес учащихся к предмету; создавать комфортные условия для развития личности; организовать деятельность учащихся по поиску актуальной и достоверной информации; выходить в мировое информационное сообщество и использовать его ресурсы в учебных целях. <...> Здесь представлена конфигурация, актуальная на 2009 г. 16 Минимальная конфигурация компьютера Локальная версия Microsoft Windows 98, Windows Me, Windows 2000, Windows XP; процессор 233 МГц; оперативная память: 64 Мб для Windows 98/ME, Windows 2000 Professional и Windows XP; 128 Мб для Windows 2000 Server; видеокарта 800х600, true color; звуковая карта 16 бит; дисковод CD-ROM 12х; свободное место на жестком диске не менее 90 Мб. <...> АРМ ученика: Microsoft Windows 98 SE, Windows Me, Windows 2000, Windows XP; процессор <...>
Использование_информационно-коммуникационных_технологий_при_обучении_химии.pdf
А. Ф. АСПИЦКАЯ
Л. В. КИРСБЕРГ
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО
КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
методическое пособие
4-е издание (электронное)
Москва
Лаборатория знаний
2020
Стр.2
УДК 004.9:54(072)
ББК 74.202.4:24
А90
С е р и я о с н о в а н а в 2005 г.
Аспицкая А. Ф.
А90
Использование информационно-коммуникационных
технологий при обучении химии : методическое пособие
/ А. Ф. Аспицкая, Л. В. Кирсберг.—4-е изд., электрон.—М.
: Лаборатория знаний, 2020.—356 с. : ил.—
(Информатизация образования).—Систем. требования:
Adobe Reader XI ; экран 10".— Загл. с титул. экрана.—
Текст : электронный.
ISBN 978-5-00101-690-8
В пособии рассмотрены педагогические, технические
и методические основы использования информационнокоммуникационных
технологий (ИКТ) при обучении химии.
Предложено описание цифровых образовательных ресурсов
на CD и интернет-ресурсов, а также дана аналитическая
оценка электронных изданий. Описаны возможности создания
дидактических материалов с использованием различных
компьютерных программ. Материалы пособия могут быть
полезны при планировании занятий для повышения эффективности
процесса обучения.
Для учителей химии, методистов системы повышения квалификации
работников образования, студентов, изучающих
курс «Теория и методика преподавания химии».
УДК 004.9:54(072)
ББК 74.202.4:24
Деривативное издание на основе печатного аналога: Использование
информационно-коммуникационных технологий при
обучении химии : методическое пособие / А. Ф. Аспицкая,
Л. В. Кирсберг.—М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.—
356 с. : ил.—(Информатизация образования).
ISBN 978-5-94774-911-3.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении
ограничений, установленных техническими средствами защиты
авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя
возмещения убытков или выплаты компенсации
ISBN 978-5-00101-690-8
○c Лаборатория знаний, 2015
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Модуль 1. Педагогические и технические основы
использования информационно-коммуникационных
технологий при обучении химии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.1. Цель, задачи и принципы использования
информационно-коммуникационных технологий. . . . . . 7
1.2. Возможности использования информационнокоммуникационных
технологий в образовательном
процессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.3. Автоматизированное рабочее место учителя . . . . . . . . 15
1.4. Классификация и требования к цифровым
образовательным ресурсам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
1.5. Аналитическая оценка электронных учебников
и пособий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Вопросы для размышления и задания
для самостоятельной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Модуль 2. Особенности использования цифровых
образовательных ресурсов на CD-дисках в образовательном
процессе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2.1. Рекомендации по использованию цифровых
образовательных ресурсов на СD-дисках при обучении
химии в основной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
2.2. Рекомендации по использованию цифровых
образовательных ресурсов на СD-дисках при обучении
химии в средней школе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Вопросы для размышления и задания
для самостоятельной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Модуль 3. Возможности использования интернетресурсов
при обучении химии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
3.1. Поиск информации в Интернет . . . . . . . . . . . . . . . . 145
3.2. Каталоги и порталы образовательных ресурсов сети
Интернет. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Стр.4
4
Оглавление
3.3. Образовательные Интернет-ресурсы по химии . . . . . . 218
3.4. Рекомендации по использованию Интернет-ресурсов
при обучении химии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Задания для самостоятельной работы . . . . . . . . . . . . 227
Модуль 4. Инструментальные средства ИКТ для создания
дидактических материалов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 228
4.1. Создание дидактических материалов
с использованием программы «Химия и Word» . . . . . 228
4.2. Создание дидактических материалов с использование
программы CS СhemOffice ChemDrawPro. . . . . . . . . . 237
Задание для самостоятельной работы . . . . . . . . . . . . 260
4.3. Создание контролирующих программ по химии
с использованием Microsoft Excel. . . . . . . . . . . . . . . 261
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278
Приложение 1. Технологическая характеристика урока
«Свойства серной кислоты и ее применение» Методика
постановки решения учебных проблем с использованием
ИКТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281
Приложение 2. Реализация принципа целесообразности
при отборе демонстрационного эксперимента при изучении
темы «Типы химических реакций». . . . . . . . . . . . . . . . . 284
Приложение 3. Реализация дидактического принципа
межпредметных связей при изучении темы «Скорость
химической реакции» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
Приложение 4. Реализация возможностей моделирования
химических реакций при изучении темы «Факторы,
влияющие на скорость химической реакции» . . . . . . . . . 296
Приложение 5. Определения понятий атомного
и молекулярного уровней организации вещества . . . . . . . 298
Приложение 6. Перечень материалов по химии раздела
«Библиотека» Единого окна доступа к образовательным
ресурсам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302
Приложение 7. Терминологический словарь . . . . . . . . . . 348
Стр.5