ISBN 978-5-9793-0847-0 Учебно-методическое пособие содержит теоретический материал по проблемам русской пунктуации, упражнения, которые дают возможность закрепить пунктуационные навыки. <...> Также в пособие включены алгоритмы применения правил, вызывающих затруднения у студентов, материал повторительных упражнений, тесты, приложение, содержащее образцы орфографического и пунктуационного разбора. <...> УДК 81'42 ББК 81.411.2-923 ISBN 978-5-9793-0847-0 © Бурятский госуниверситет, 2016 ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее учебно-методическое пособие должно помочь студентам обобщить и систематизировать теоретические знания по русскому языку, закрепить орфографические и пунктуационные навыки. <...> Особое внимание сосредоточено на обучении пунктуационной грамотности, на формировании навыков самоконтроля студентов, что способствует более прочному усвоению правил орфографии и пунктуации. <...> В приложении приведены образцы орфографического и пунктуационного разбора. <...> 3 ПУНКТУАЦИЯ Пунктуация — это система знаков препинания и правила их применения. <...> Знаки препинания показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения. <...> Опознавательными признаками применения пунктуационных правил являются: 1) морфологические: наличие причастий, деепричастий, междометий, союзов, отдельных частиц; 2) синтаксические: наличие двух и более грамматических основ, обращений, обособленных членов предложения, однородных членов, чужой речи; 3) интонационные: произношение звательным и другими видами интонации; 4) смысловые: выражение причины и др. <...> Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. <...> К отделительным знакам препинания относятся точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие. <...> Они служат для отделения одного предложения от другого и для оформления <...>
Русский_язык_практикум_по_орфографии__(теория,_упражнения,_тесты).pdf
УДК 81'42
ББК 81.411.2-923
З-976
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Р е ц е н з е н т ы
Д. Ш. Харанутова
д-р филол. наук, доц. каф. русского языка
и общего языкознания БГУ, г. Улан-Удэ
М. В. Овчинникова
канд. филол. наук, доц. Института работников
железнодорожного транспорта, г. Улан-Удэ
Зырянова Е. В., Бардамова Е. А.
З-976
Русский язык: практикум по пунктуации (теория,
упражнения, тесты): учеб.-метод. пособие. — Улан-Удэ: Издательство
Бурятского госуниверситета, 2016. — 84 с.
ISBN 978-5-9793-0847-0
Учебно-методическое пособие содержит теоретический материал по
проблемам русской пунктуации, упражнения, которые дают возможность
закрепить пунктуационные навыки. Также в пособие включены алгоритмы
применения правил, вызывающих затруднения у студентов, материал повторительных
упражнений, тесты, приложение, содержащее образцы орфографического
и пунктуационного разбора.
Пособие предназначено для студентов высших и средних учебных заведений.
Может быть использовано учащимися лицеев, гимназий, колледжей,
а также будет полезно при подготовке к вступительным экзаменам в вузы.
УДК 81'42
ББК 81.411.2-923
ISBN 978-5-9793-0847-0
© Бурятский госуниверситет, 2016
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.............................................................................................. 3
Пунктуация.............................................................................................. 4
Тире между подлежащим и сказуемым.............................................. 7
Знаки препинания при однородных членах...................................... 10
Запятая при однородных членах предложения...................................... 10
Двоеточие и тире при обобщающих словах при однородных членах . . 11
Обособленные члены предложения........................................................ 14
Обособленные приложения...................................................................... 18
Обособленные обстоятельства.................................................................. 20
Уточняющие обстоятельства.................................................................... 21
Обособленные дополнения ...................................................................... 21
Вводные слова.......................................................................................... 25
Знаки препинания в сложном предложении ...................................... 37
Знаки препинания в сложносочиненном предложении........................ 37
Точка с запятой в сложносочиненном предложении............................ 38
Тире в сложносочиненном предложении................................................ 39
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ...................... 41
Запятая при сложных подчинительных союзах ...................................... 42
Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
.................................................................................................. 43
Запятая на стыке двух союзов .................................................................. 44
Тире в сложноподчиненном предложении ............................................ 45
Двоеточие в сложноподчиненном предложении .................................... 45
Запятая и тире в сложноподчиненном предложении и в периоде ........ 45
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении ...................... 50
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении ........ 50
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении .................................. 51
Тире в бессоюзном сложном предложении ............................................ 53
Прямая речь.............................................................................................. 58
Знаки препинания при прямой речи ........................................................ 58
Предложения с косвенной речью ............................................................ 59
Знаки препинания при цитатах, выражениях, взятых из чуждого автору
словаря или употребляемых в ироническом значении...................... 63
Задания для повторения............................................................................ 67
Библиографический список...................................................................... 78
Приложение ................................................................................................ 80
83
Стр.85