МНОГООБРАЗИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ УЧИТЕЛЯ Андрей Александрович Остапенко, доктор педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета, ost101@mail.ru • квалификация • педагогический инструментарий • учебный процесс • контингент учебного процесса ВВЕДЕНИЕ Один из способов определить квалификацию мастера (в том числе и педагога) – познакомиться с его инструментами. <...> Как правило, хорош тот мастер, у кого инструментов (а) много, они (б) исправны (наточены, настроены) и (в) всегда под рукой, то есть находятся в порядке. <...> Складывается впечатление, что большинство из них плохо владеют элементарными правилами и законами классификации. <...> А семинар не может проходить в групповой форме? <...> Читаем в другом учебнике перечисление видов обучения, снова претендующее на классификацию: «обучение бывает индивидуальным, развивающим, дистанционным, эвристическим» и т.д. <...> Гузеев неоднократно применительно к дидактике писал, что «к сожалению, ни одна из этих классификаций (а у него количество примеров занимает полтора десятка страниц. <...> И ниже он напоминает элементарные положения теории множеств, касающиеся определения понятия «классификация»: «Классификацией принято называть деление множества на подмножества, удовлетворяющее двум условиям: • подмножества не пересекаются, то есть ни один элемент классифицируемого множества не попадает одновременно в два или более подмножества; • объединение этих подмножеств совпадает с исходным множеством, то есть каждый элемент данного множества попадает хотя бы в одно подмножество»2. <...> В дальнейшем мы будем сверять наши рассуждения с этими двумя элементарными общеизвестными положениями. <...> С этим мы не согласимся, ибо убеждены, что от наличия ясной классификации дидактических инструментов зависит ясность мышления учителя и преподавателя. <...> Создав чёткую классификацию дидактических инструментов, мы сможем навести порядок в многообразии учительского <...>