61–81 С.И. Межерицкая О ЖАНРЕ МОНОДИИ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ОРАТОРСКОЙ ПРОЗЕ От античности до нашего времени сохранилось несколько ораторских речей в жанре монодии, однако все они – сравнительно позднего происхождения и относятся к римской эпохе. <...> Среди них две речи, принадлежащие крупному оратору II в. н. э., представителю Второй софистики Элию Аристиду, а именно – «Монодия Смирне» и «Элевсинская речь»1 , и три речи выдающегося оратора IV в. н. э. <...> Либания: «Монодия на Никомедию», «Монодия на храм Аполлона в Дафне» и «Монодия на Юлиана»2 . <...> Помимо общности жанра и сходства тематики, эти сочинения роднит еще и то, что упомянутые речи Либания написаны под определенным влиянием и, можно даже сказать, в подражание Аристиду (см. <...> : Pack 1947: 17–20), в восхищении которым сам Либаний неоднократно признавался как в своих речах, так и в письмах3 . <...> Кроме речей Аристида и Либания, мы располагаем еще одним весьма ценным позднеантичным свидетельством о жанре монодии в ораторской прозе – это трактат «Об эпидейктическом красноречии» ритора III в. н. э. <...> Менандра Лаодикейского4 , который не только упоминает о монодии, но и дает характеристику этого жанра, а также рекомендации по составлению относящихся к нему речей. <...> В этом трактате монодия рассматривается как жанр, принадлежащий к эпидейктическому роду красноречия (Menander. <...> Аристей_10.indb 61 21.01.2015 23:16:14 62 АРИСТЕЙ X (2014) зом, имеющиеся в нашем распоряжении литературные свидетельства о риторической монодии относятся к эпохе поздней античности5 . <...> Целью настоящей статьи является попытка обобщить эти немногочисленные сведения и на основе анализа конкретных памятников сформулировать риторический канон этого малоизученного жанра древнегреческой ораторской прозы. <...> И здесь мы сталкиваемся с определенной трудностью, так как от всего предшествующего периода греческой литературы вплоть до II в. н. э. до нас не дошло ни одного образца риторической монодии. <...> Между тем, не подлежит сомнению, что ораторская <...>