№2 ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА эволюция подходов к оргАнизАции системы обрАзовАния т. <...> Ю. студеноВа (факультет психологии и педагогики МПГУ; e-mail: studenovatu@mail.ru) Генетический подход к процессам формирования понятий разработан и представлен в трудах наших ведущих психологов (В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Л. Ф. Обуховой и др.) <...> . Данное исследование, находясь в общем русле этих теоретических положений, рассматривает процессы формирования понятий с другой точки зрения – психосемиотической. <...> Такой подход обнаруживает другие принципы, этапы и способы учебной деятельности. <...> Ключевые слова: генетический подход, психосемиотический подход, интерпретация, структура, знаковая система, интериоризация, экстериоризация, модель, подтекст знаковой модели, классификация. <...> Важнейшими преимуществами российской системы образования традиционно считались следующие: единый методологический базис (общность учебных программ и учебников), преемственность комплексов “детский сад – школа”, “школа – вуз”, фундаментальная подготовка учащихся, высокие требования к качеству образования, развитие научных исследований в вузах и углубленная практическая подготовка специалистов Эта образовательная модель реализовала требование общества воспитать личность с заранее заданными свойствами, стремилась создавать одинаковые условия для всех, основывалась на идее педагогического управления, без достаточного учета субъектного опыта ученика Основная функция ребенка в такой модели обучения – исполнительская Внешнее выражение этой системы – вербальные и коллективные методы воздействия Отсюда такие черты образовательного процесса, как формальность, авторитарность, регламентированность, единообразие методов и форм обучения В настоящее время выдвинута другая образовательная парадигма – личностно-ориентированная, основным принципом которой является признание индивидуальности ученика, создание <...>