ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ: как их воспринимают подростки и чем могут помочь взрослые Вера Георгиевна Микульская, педагог дополнительного образования образовательного центра «Синергия», г. Москва Алла Николаевна Фоминова, профессор Института детства Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу наиболее часто употребляемых в психологической и психотерапевтической литературе: имеются в виду нарушение привычного образа жизни; рассогласование между потребностями человека, его возможностями и условиями деятельности; необходимость серьёзной внутренней работы и внешней поддержки для адаптации в новой жизненной ситуации. • стратегии преодоления • «совладающая» помощь • школьные трудности • стратегии и тактики совладания • саморегуляция • опосредованная помощь «Совладающее» поведение Когда мы говорим о трудной жизненной ситуации, то сразу возникает вопрос о возможностях и способах с ней справиться. <...> Со второй половины XX века развивается интерес психологов-исследователей и практиков к проблеме «совладающего» поведения. <...> Совладание с жизненными трудностями связано с постоянным изменением когнитивных и поведенческих усилий человека для управления специфическими внешними и внутренними требованиями, которые он оценивает как подвергающие его испытанию или превышающие его возможности. <...> Несмотря на то что любая трудная для человека ситуация — это индивидуальный феномен, однако в каждом возрастном периоде имеются свои особенности восприятия ситуации как «трудной», свои особенности в способах их преодоления. <...> 56 Актуальность изучения стратегий преодоления связана с тем, что в процессе преодоления жизненных трудностей в каждом возрастном периоде человек может как приобрести новый опыт, так и проявить неадекватность поведения, влияющую на адаптивные способности. <...> Исходя из проблемности <...>