Методики проведения занятия, представленные в пособии, направлены именно на целостный анализ ситуации на теоретико-познавательном и практическом уровнях, актуализируют способность студентов оценивать взаимосвязанность явлений социального бытия. <...> Среди основных форм учебно-воспитательного процесса: лекции, семинары, консультации, зачеты, экзамены, коллоквиумы и др., практические занятия. <...> Основным результатом практических занятий студентов должен стать высокий профессиональный уровень использования социологической информации в законотворческой деятельности, умение систематизировать материал и делать общезначимые выводы в решении социальных противоречий, актуализация социального потенциала общества, коллектива, личности. <...> Задачи учебно-методического пособия: 1) разработать технологии интеграции исследовательской, аналитической, коммуникативной и практико-ориентированной работы студентов; 2) сформировать методику включения в практические занятия по социологии анализа и преодоления актуальных для современного российского общества проблем и противоречий; 3) развить у студентов перспективное, инновационное мышление, ориентированное на развитие социальных процессов, а не только адаптацию к ним; 4) интегрировать на практических занятиях научное обоснование как правотворческой и правоприменительной деятельности, так и управления условиями повышения эффективности законодательной системы; 5) определить возможности максимальной активизации всех студентов, присутствующих на занятии; Введение • 5 6) смоделировать на практических занятиях по социологии наиболее приближенные к реальности задачи информационно-аналитической и прогнозно-аналитической работы в области социальной организации. <...> В процессе представленных в учебно-методическом пособии практических занятий учащиеся приобретают и закрепляют знания: • в области институциональных процессов современного общества <...>
Применение_интерактивных_образовательных_технологий_на_практических_занятиях_по_социологии._Учебно-методическое_пособие_для_бакалавров.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ О. Е. КУТАФИНА (МГЮА)
А. Ю. Огородников
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
ПО СОЦИОЛОГИИ
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ
Учебно-методическое
пособие для бакалавров
Москва
2017
Стр.1
УДК 378.147
ББК 74.58
О-39
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Автор:
Огородников А. Ю. – кандидат философских наук.
Рецензенты:
Соколова И. В. – доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой
социальной и педагогической информатики Российского государственного социального
университета;
Черезов А. Е. – доктор философских наук, профессор, профессор общеуниверситетской
кафедры философии и религиоведения Института гуманитарных наук Московского
городского педагогического университета.
О-39
Огородников А. Ю.
Применение интерактивных образовательных технологий на практичеISBN
978-5-392-21828-8
В учебно-методическом пособии представлены методики проведения практических
занятий по социологии в разнообразных интерактивных формах: круглого стола,
деловой и ролевой игр, проведения социологического исследования. Помимо подробных
описаний и сценариев игр, пособие содержит необходимый для подготовки
к занятиям материал.
ских занятиях по социологии : учебно-методическое пособие для бакалавров.
– Москва : Проспект, 2017. – 96 с.
Издание может быть полезно студентам очной и очно-заочной форм обучения по
направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) –
бакалавр), а также преподавателям вузов и научным работникам в области гуманитарных
наук и управления.
УДК 378.147
ББК 74.58
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРАКТИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЯХ ПО СОЦИОЛОГИИ
ОгОрОдникОв АлексАндр Юрьевич
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ
Учебное издание
Учебно-методическое пособие для бакалавров
Печать цифровая. Печ. л. 6,0. Тираж 1000 (1-й завод 200) экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Оригинал-макет подготовлен компанией ООО «Оригинал-макет»
www.o-maket.ru; тел.: (495) 726-18-84
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.004173.04.09 от 17.04.2009 г.
Подписано в печать 19.12.2016. Формат 60×90 1
/16
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-21828-8
© Огородников А. Ю., 2016
© ООО «Проспект», 2016
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ....................................................................................................................3
Часть 1. Круглый стол «Парадигмы социологического знания» ..................................7
Теоретический материал ..............................................................................7
Проблема 1: структура и действие .............................................................12
Проблема 2: консенсус и конфликт ...........................................................14
Проблема 3: проблема гендера ...................................................................15
Резюме.........................................................................................................16
Часть 2. Ролевая игра «Модель принятия решения в процессе
парламентских слушаний» ...........................................................................17
Теоретический материал ............................................................................17
Требования к управленческому решению .................................................20
Описание практического занятия ..............................................................21
Методические рекомендации для подготовки
и проведения деловой игры. .......................................................................26
Материалы для подготовки и проведения деловой игры ..........................27
Часть 3. Деловая игра «Социальные резервы повышения
эффективности управления» ........................................................................44
Теоретический материал ............................................................................44
Описание деловой игры .............................................................................47
Задачи деловой игры ..................................................................................47
Этапы деловой игры ...................................................................................48
Часть 4. Методические указания для подготовки социологических
исследовательских проектов ........................................................................69
Теоретический материал ............................................................................69
Алгоритм подготовки проекта ...................................................................71
Методологическая часть.............................................................................73
Методическая часть ....................................................................................77
Разработка инструментария .......................................................................79
Опросный лист ...........................................................................................80
Вспомогательные документы .....................................................................90
Обработка первичной социологической информации .............................92
Анализ результатов исследования .............................................................94
Стр.96