Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Соликамский государственный педагогический институт» <...> Л. Г. Шестакова
Самостоятельная работа
будущего учителя математики
Учебное пособие для студентов
естественно - математического факультета
Соликамск
СГПИ
2004
ВВЕДЕНИЕ
ББК 74.262.21р
Ш 52
Рецензенты:
доцент кафедры математики и физики Соликамского го
сударственного педагогического института М.В.Солоник;
учитель математики высшей категории Муниципального
образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная
школа ¹ 12" Л.Г.Готлиб
Шестакова Л.Г. Самостоятельная работа будущего учите
ля математики: Учебное пособие для студентов естественно математического факультета / Соликамский государственный
педагогический институт. <...> Особое внимание отводится организа
ции работы студента, необходимой для проведения курсовых и вы
пускных квалификационных исследований. <...> Значительное место в
книге отводится организации подготовки выпускной работы, а так
же ее оформлению и подготовке к защите. <...> Часто одним из этапов выпускного исследования по теории
и методике обучения математике является разработка и апроба
ция факультативного курса, кружка или спецкурса. <...> © Л.Г. Шестакова, 2004
© Соликамский государственный
педагогический институт, 2004
Для современного мира характерна высокая скорость
обновления и изменений, требующая от человека гибкости,
мобильности, умения адаптироваться в новых условиях,
работать с разными источниками информации, повышать
свой профессиональный уровень. <...> Поэтому среди
задач подготовки специалиста можно назвать необходимость
формирования у студентов приемов научно-исследователь
ской деятельности, среди которых для будущего учителя
математики обычно выделяют следующие:
• отбор, изучение, анализ и систематизацию раз
личных видов литературы (научной, учебной, методи3
ческой, научно-популярной);
• определение цели и задач исследования, выдвижение
и проверка гипотез, отбор методов <...>
Самостоятельная_работа_будущего_учителя_математики.pdf
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Соликамский государственный педагогический институт»
Л. Г. Шестакова
Самостоятельная работа
будущего учителя математики
Учебное пособие для студентов
естественно - математического факультета
Соликамск
СГПИ
2004
Стр.1
ческой, научно-популярной);
• определение цели и задач исследования, выдвижение
и проверка гипотез, отбор методов и методик, составление
плана научной работы;
• отбор учебного содержания и разработка приемов
его организации в рамках определенных цели и задач исследования;
•
составление и оформление конспектов уроков (разработок
внеклассных мероприятий) по математике, программ
факультативов и спецкурсов (элективных курсов)
для школьников;
• организацию апробации разработанных (в том числе
и экспериментальных) материалов и оформление ее результатов.
Нет
сомнения, что названные умения не могут быть
сформированы без грамотно организованной самостоятельной
работы студента (здесь и далее СРС).
Как показывает практика, сформированные приемы самостоятельной
работы являются составным элементом готовности
выпускников к послевузовскому образованию.
В соответствии с последними документами и инструктивными
письмами Министерства образования и науки Российской
Федерации на самостоятельную работу студента
рекомендуется выносить не менее 50 % от общего числа
часов, отводимых Государственным образовательным стандартом
на изучение дисциплины. Отчётливо просматривается
тенденция дальнейшего уменьшения аудиторной нагрузки
и соответственно, увеличения доли СРС.
Поэтому одновременно с совершенствованием методики
преподавания отдельных дисциплин необходимы рациональная
организация, планирование и контроль за СРС, а также
ее дальнейшая активизация, так как именно в процессе индивидуальных
занятий развиваются способность к творчеству,
критичность ума, умение ориентироваться в стремительном
потоке информации.
4
Студентов необходимо познакомить с основными принципами
и приёмами отбора литературы по определённой
проблеме, её анализа, составления библиографии; организации
и описания результатов исследовательской деятельности
в виде тезисов, докладов, рефератов, курсовых работ,
выпускных квалификационных работ и так далее. Указанная
работа должна проводиться систематически, в том
числе и в процессе изучения курса теории и методики обучения
математике (здесь и далее ТиМОМ). При этом научная
работа студентов органически включается в учебный
процесс.
В рамках освоения программы курса ТиМОМ студентам
необходимо параллельно со стандартными (традиционными)
заданиями подготовить обязательный реферат (5
семестр), курсовую (7 семестр) и выпускную квалификационную
(10 семестр) работы. Кроме того, программа по ТиМОМ
предусматривает разработку каждым студентом в 8
или 9 семестре учебно-методического обеспечения факультативного
курса (или спецкурса) для школьников.
Исследовательская работа будущего учителя математики
(как учебно-исследовательская, так и научно-исследовательская),
выполняемая в ходе обучения в вузе, является
важнейшим шагом к профессиональной деятельности. Подготовка
рефератов, написание курсовых работ, участие в
работе проблемных групп и, наконец, подготовка выпускной
квалификационной работы по методике способствует
формированию профессиональной культуры и знаний будущего
учителя математики.
В связи с этим возникает потребность в публикации, излагающей
основные принципы и требования к названным
видам работ. В настоящее время издается литература, посвященная
данному вопросу. Так, можно назвать пособия
М.Н.Скаткина, В.И.Загвязинского, Н.А.Сорокина, Е.В.Бережновой,
В.Безруковой, Л.В.Бориковой, Н.А.Виноградовой,
И.Н.Кузнецовой и других авторов.
5
Стр.3