№ 3 А.В. Злочевская ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В РОМАНАХ Г. ГЕССЕ «СТЕПНОЙ ВОЛК», В. НАБОКОВА <...> «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Реминисцентно-аллюзийный подтекст романов «Степной волк», «Дар» и «Мастер и Маргарита» выполняет аксиологическую функцию ориентации современной писателям культуры на искусство прошлого и возвращения читателя к понятиям об истинных эстетических ценностях. <...> Иронично-саркастическая перелицовка классических мотивов и образов - в контексте той же эстетической задачи, ибо вектор осмеяния в этом случае направлен не на классику, а на ее приниженно-извращенное положение в современной культуре. <...> Параллель – Герман Гессе – Владимир Набоков – Михаил Булгаков – представляет для современного литературоведа интерес тем больший, что она не столь очевидна и сравнительно мало изучена1. <...> Черт у Набокова и Булгакова // Иванов Вяч. <...> Доминантная роль интертекстуального подтекста в поэтике Гессе, Набокова и Булгакова предопределена особенностью культурного сознания писателей – его аксиологической ориентацией в прошлое. <...> Яркие выразители экспериментальных устремлений литературы ХХ в., эти художники принадлежали к литераторам «классической» ориентации. <...> Для Гессе эстетический идеал – это искусство «бессмертных» Гете и Моцарта, для Набокова – Пушкина, Гоголя, Тютчева, Чехова, Л. Толстого <...> 1920–1930-е годы – переходная стадия от мистического реализма эпохи модернизма к «метафикциональной прозе» второй половины ХХ в. <...> 2 Вместо «художественного двоемирия» мистического реализма возникла модель трехчастная: реальность физическая – иррационально-трансцендентная – художественная. <...> Эта тема разрешается в метафикциональной реальности «Магического театра» – грандиозной метафоре жизни духа Гарри Галлера в ее неосуществленных возможностях. <...> На пути от модернизма к метапрозе ХХ в.: «метафикциональная версия» мистического реализма в романах Г. Гессе, В. Набокова <...> 49 В «жизни действительной» более всего <...>