Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 573278)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Краеведение: учеб. пособие (699,60 руб.)

0   0
Страниц106
ID775176
ISBN978-5-8149-3174-0
Краеведение: учеб. пособие / Ю.Р. Солодовникова .— 106 с. — ISBN 978-5-8149-3174-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/775176 (дата обращения: 01.12.2021)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Краеведение_учеб._пособие_.pdf
УДК 908(075) ББК 63.3(2)я73 С60 Рецензенты: В. Н. Демешко, канд. геогр. наук, доцент кафедры географии и методики обучения географии ОмГПУ; А. П. Сорокин, зам. директора по науке Омской государственной областной научной библиотеки имени А. С. Пушкина, руководитель Центра краеведческой информации Солодовникова, Ю. Р. Краеведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ю. Р. Солодовникова ; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Электрон. текст. дан. (1,22 Мб). – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2020. – 1 электрон. опт. диск. – Минимальные системные требования: процессор Intel Pentium 1,3 ГГц и выше; оперативная память 256 Мб и более; свободное место на жестком диске 260 Мб и более; операционная система Microsoft Windows XP/Vista/7/10; разрешение экрана 1024×768 и выше; акустическая система не требуется; дополнительные программные средства Adobe Acrobat Reader 5.0 и выше. – ISBN 978-5-8149-3174-0. Учебное пособие содержит теоретико-методологический аппарат по дисциплине «Краеведение». Рассмотрены основные понятия и определения краеведения, выделены специфические черты его развития. На региональном уровне представлены основные этапы развития края. Освещаются темы, позволяющие формировать у студента комплекс теоретических знаний и практических навыков краеведческой работы, анализировать историко-культурный потенциал Омска и Омской области в плане туризма. Предназначено для студентов очной и заочной форм обучения по направлению 43.03.02 «Туризм», а также для специалистов, работающих в области краеведческого туризма. Редактор Т. А. Москвитина Компьютерная верстка Ю. П. Шелехиной Для дизайна этикетки использовано фото из личного архива автора ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– Сводный темплан 2020 г. Подписано к использованию 04.12.20. Объем 1,22 Мб. 2 © ОмГТУ, 2020
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Курс «Краеведение» является одним из основных в подготовке студентов, обучающихся по направлению 43.03.02 «Туризм». В учебном пособии представлена история развития края в разные периоды времени и на современном этапе. В развитии краеведения заинтересованы учреждения науки, культуры, образования, туризма. Одни из них используют в своей деятельности результаты краеведческих исследований, другие применяют формы и методы краеведческой работы, третьи связывают проблему повышения эффективности деятельности отраслей народного хозяйства с общественным краеведческим движением. Краеведение по своей природе многофункционально и обладает серьезным потенциалом для решения социальных, экономических, культурных проблем, стоящих перед нашим обществом. Задачи изучения студентами данной дисциплины следующие: ознакомить с общетеоретическими основами краеведения; расширить знания студентов об истории г. Омска и Омской области; сориентировать профессиональный интерес на исторические и культурные памятники г. Омска; сформировать навыки проектирования и реализации экскурсионных маршрутов по г. Омску; познакомить студентов с историей пребывания в г. Омске выдающихся личностей; расширить представления об архитектурных стилях, театрах, музеях и т. п. Данные знания могут быть полезны при составлении туров и экскурсий регионального характера. Пособие состоит из введения, пяти глав и заключения. В первой главе приведён понятийно-категорийный аппарат курса, дана периодизация развития нашего края. Во второй главе проанализировано развитие Омского Прииртышья в глубокой древности – в эпоху палеолита, мезолита, неолита, бронзового и железного веков. Описаны культура, быт, занятия, религиозные верования таежного и степного населения Омского Прииртышья. Выделена специфика развития нашего края на каждом этапе. Описаны представители кротовской археологической культуры андроновской культурно-исторической общности, сузгунской и ирменской археологических 3
Стр.3
культур. В третьей главе излагается история развития нашего края в период средневековья (5–16 вв.). Выделена периодизация средневекового периода Омского Прииртышья: раннего (5 в. – первая половина 10 в.); развитого (10–14 вв.); позднего (15–16 вв.). Представлена потчевашская археологическая культура, история Тюркского и Кимакского каганатов, сибирских ханств. Четвёртая глава посвящена специфике присоединения Сибири к России, жизни сибирских племен и народностей после присоединения к России, основанию новых городов. Проанализирован процесс переселения: вольнонародного и правительственного. Показана роль сибирских городов как военных и административных центров, посадов. Пятая глава посвящена истории основания г. Омска: экспедиции И. Д. Бухгольца, основанию Первой и Второй Омских крепостей. Выделяется роль г. Омска в дальнейшем продвижении русских на юг Сибири, а также представлены периоды становления г. Омска – от крепости к административному центру Западной Сибири. Учебное пособие включает в себя отдельные темы, в которых анализируются теоретическо-методологические аспекты курса (анализ понятийного аппарата: методы, формы, функции, направления краеведения), специфика развития Омского региона в историческом аспекте с древнейших времен до наших дней, а также характеристика отдельных культурноисторических общностей, народностей, населявших наш край в разные периоды времени. В заключении говорится о перспективах дальнейшего исследования проблем истории нашего края. Структура пособия соответствует концепции преподавания курса. Определенную помощь при изучении курса окажут вопросы и задания, приведённые в конце каждой главы. Они носят творческий характер и ориентированы на определение степени усвоения материала. Также при формировании структуры пособия «Краеведение» обращено внимание на освоение студентами общекультурных и профессиональных компетенций в рамках данной дисциплины. 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически