Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Русский язык и культура речи: учебное пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЛошаков Александр Геннадьевич
АвторыАшхарава Ася Тимуровна, Попов Роман Васильевич, Савёлова Любовь Анатольевна, Смирнова Светлана Анатольевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц180
ID385341
АннотацияПособие содержит учебные и методические материалы к практическим занятиям по основным темам дисциплины «Русский язык и культура речи»: планы практических занятий, объяснение базовых понятий, списки рекомендуемой литературы, блок практических заданий, вопросы для самопроверки и задания для самостоятельной работы.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата по различным направлениям подготовки
ISBN978-5-261-00823-1
Лошаков, А.Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие / А.Т. Ашхарава, Р.В. Попов, Л.А. Савёлова, С.А. Смирнова; А.Г. Лошаков .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 .— 180 с. — ISBN 978-5-261-00823-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/385341 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Гуманитарный институт Кафедра русского языка Русский язык и культура речи Допущено САФУ имени М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия Архангельск ИПЦ САФУ 2013 УДК 811.161.1 ББК 81.2Р-5 Р894 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Авторы: А.Т. Ашхарава, А.Г. Лошаков (ответственный редактор), Р.В. Попов, Л.А. Савёлова, С.А. Смирнова Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Е.Н. Лагузова, доктор филологических наук, профессор Т.А. Сидорова Русский язык и культура речи: учебное пособие / А. <...> Без овладения культурой общения, культурой речи, коммуникативными, языковыми, этическими и эстетическими нормами общения в принципе не может получиться настоящего специалиста. <...> Второй раздел посвящен нормативно-языковому компоненту культуры речи. <...> Содержание раздела нацелено на корректировку, актуализацию и расширение знаний студента в области орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм русского языка. <...> В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: – основные категории и базовые теоретические положения изучаемой дисциплины; – социально-функциональные разновидности русского национального языка, основные характеристики литературного языка, систему норм русского литературного языка, дифференциальные особенности функциональных и речевых стилей русского языка; – содержание и средства речевой коммуникации, нормы и правила речевого общения, коммуникативные качества эффективной речи, пути повышения эффективности коммуникации, причины возникновения барьеров коммуникации, закономерности использования риторических приемов <...>
Русский_язык_и_культура_речи_учебное_пособие.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.177
Русский_язык_и_культура_речи_учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Гуманитарный институт Кафедра русского языка Русский язык и культура речи Допущено САФУ имени М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия Архангельск ИПЦ САФУ 2013
Стр.1
УДК 811.161.1 ББК 81.2Р-5 Р894 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Авторы: А.Т. Ашхарава, А.Г. Лошаков (ответственный редактор), Р.В. Попов, Л.А. Савёлова, С.А. Смирнова Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Е.Н. Лагузова, доктор филологических наук, профессор Т.А. Сидорова Русский язык и культура речи: учебное пособие / А.Т. АшР894 харава [и др.]; отв. ред. А.Г. Лошаков; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 178 с. ISBN 978-5-261-00823-1 Пособие содержит учебные и методические материалы к практическим занятиям по основным темам дисциплины «Русский язык и культура речи»: планы практических занятий, объяснение базовых понятий, списки рекомендуемой литературы, блок практических заданий, вопросы для самопроверки и задания для самостоятельной работы. Предназначено для студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата по различным направлениям подготовки. УДК 811.161.1 ББК 81.2Р-5 ISBN 978-5-261-00823-1 © Ашхарава А.Т., Лошаков А.Г., Попов Р.В. и др., 2013 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2013
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Речевая культура является одним из важнейших компонентов общей культуры человека. Ее значимость велика для любого специалиста в той или иной области знаний, поскольку настоящий специалист владеет не только своей профессией и является коммуникабельной личностью, но и является личностью культурной. Выдающийся русский филолог Д.С. Лихачев писал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры»1 . Цель настоящего учебного пособия – помочь студентам-бакалаврам нефилологических профилей освоить изучаемую во всех российских вузах дисциплину «Русский язык и культура речи», развить умения ясно и точно выражать свои мысли, убедительно отстаивать свою точку зрения, понимать своего собеседника, взаимодействовать с ним, используя эффективные коммуникативные стратегии и тактики, соблюдая правила вежливости. Без овладения культурой общения, культурой речи, коммуникативными, языковыми, этическими и эстетическими нормами общения в принципе не может получиться настоящего специалиста. Структура пособия подчинена преследуемой цели и соответствует содержательной логике курса. В первом разделе представлен материал, позволяющий, во-первых, сформировать базовые знания о предмете дисциплины «Русский язык и культура», особенностях ее компонентного состава и ее целях; во-вторых, рас1 Лихачёв Д.С. Заметки и наблюдения. Русский язык // Русская риторика: хрестоматия / авт.-сост. Л.К. Граудина. М., 1996. С. 551. 3
Стр.3
ширить представления студента о русском национальном языке и важнейшей его форме существования – русском литературном языке, о взаимодействии языка и культуры речи; в-третьих, заложить основы понимания основных качеств эффективной русской речи. Второй раздел посвящен нормативно-языковому компоненту культуры речи. Содержание раздела нацелено на корректировку, актуализацию и расширение знаний студента в области орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм русского языка. Содержание третьего раздела призвано заложить основы знаний о речевом общении в понятийном и функционально-действенном аспектах, развить коммуникативную компетентность, сформировать умения и навыки продуцировать тексты разной функционально-стилистической направленности. Разработка каждой темы представлена планом, списком обязательной и дополнительной литературы, глоссарием основных базовых понятий и положений, вопросами и заданиями для подготовки к аудиторным занятиям с целью усвоения теоретического и практического материала, а также заданиями для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Ряд заданий и упражнений, предлагаемых в пособии, взят из источников, указанных в списках обязательной и дополнительной литературы. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: – основные категории и базовые теоретические положения изучаемой дисциплины; – социально-функциональные разновидности русского национального языка, основные характеристики литературного языка, систему норм русского литературного языка, дифференциальные особенности функциональных и речевых стилей русского языка; – содержание и средства речевой коммуникации, нормы и правила речевого общения, коммуникативные качества эффективной речи, пути повышения эффективности коммуникации, причины возникновения барьеров коммуникации, закономерности использования риторических приемов и выразительных средств языка в различных сферах речевой деятельности; – особенности устной и письменной речи, публичного выступления; правила ведения конструктивного спора; правила ведения деловой беседы; этические нормы научной и официально-деловой коммуникации; – правила речевого этикета. 4
Стр.4
В результате освоения дисциплины студент должен владеть: – нормами литературного языка (орфоэпическими, грамматическими, лексическими; стилистическими, орфографическими, пунктуационными), умением пользоваться различными нормативными словарями и справочниками, отражающими проблемы культуры речи; – коммуникативными и этическими нормами, а также базовыми категориями речевого общения; умениями выявлять и объяснять факты и явления процессов общения; практически осуществлять все этапы коммуникативного процесса; исполнять коммуникативную роль в соответствующей коммуникативной ситуации; использовать те коммуникативные стратегии и тактики, которые содействуют успешной коммуникации; – правилами построения монологических и диалогических текстов различных видов и жанров в устной и письменной форме; умением эффективно использовать выразительные средства языка в разных ситуациях общения; – умениями осуществлять деловую, научную и дискутивно-полемическую коммуникацию в соответствии с правилами эффективного общения, принципами вежливости, коммуникативными, языковыми и текстовыми нормами.
Стр.5
Оглавление Предисловие ............................................................................................. Раздел 1. Введение в дисциплину «Русский язык и культура речи» Тема 1. Русский литературный язык и культура речи (Лошаков А.Г.).......................................................................................... Тема 2. Коммуникативные качества хорошей речи (Лошаков А.Г.) ......................................................................................... Раздел 2. Нормативно-языковой компонент культуры речи Тема 1. Акцентные и произносительные (орфоэпические) нормы (Лошаков А.Г., Попов Р.В.) ..................................................... Тема 2. Лексико-фразеологические нормы (Попов Р.В.) ......... Тема 3. Грамматические нормы (Попов Р.В., Смирнова С.А.) Тема 4. Орфографические и пунктуационные нормы (Попов Р.В.) ......................................................................................... Раздел 3. Коммуникативный компонент культуры речевого общения Тема 1. Речевое общение. Принципы эффективного общения (Лошаков А.Г.) ....................................................................... 96 Тема 2. Ораторская речь (Ашхарава А.Т.) ................................. 114 Тема 3. Культура дискутивно-полемической речи (Ашхарава А.Т.) ........................................................................................... 122 Тема 4. Культура научного и профессионального общения (Савёлова Л.А.) ............................................................................. 127 Тема 5. Официально-деловая письменная речь (Смирнова С.А.) 144 Тема 6. Официально-деловое устное общение (Смирнова С.А.) 152 Приложения .............................................................................................. 159 30 44 56 72 3 6 18
Стр.177

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.