№ 1 (170)
январь
2017
Выходит с 2002 года
АРТ-ЦЕНТР ПЛЮС – издатель газеты
PDF версию читайте на www.muzklondike.ru
Ве с т ник т в орч е с т в а и к у л ь т у ры l му зы к а l в о к а л l х оре о гра фия l т е а тр
РЕСТАВРАЦИЯ ВЕКА. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЖИЗНИ
ОРГАНА БОЛЬШОГО ЗАЛА МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
Открытие после реставрации органа
Большого зала Московской консерватории
– одно из самых ожидаемых событий сезона.
Уникальный инструмент, являющийся
памятником мирового значения, молчал несколько
лет. Органисты дождались возможности
коснуться его клавиш,а любители
органной музыки – услышать любимый
голос.
Мы беседуем с Натальей Владимировной
Малиной, легендарным органным мастером
Московской консерватории, подвижническая
жизнь которой оказалась неразрывно
связана с судьбой знаменитого инструмента.
– Орган «Кавайе-Коль». Первый раз Вы
его увидели или услышали? Когда, как это
произошло?
– Кажется, впервые увидела – скорее всего,
это произошло во время Первого конкурса
имени Чайковского (в 1958 г.). Особого значения
это впечатление не оказало, но ощущение
гармоничности, красоты внешнего облика,
как и всего зала в целом, осталось.
Потом помогала в нескольких концертах
моей первой учительнице по органу – Галине
Васильевне Семёновой, тогда консерваторской
студентке класса Леонида Исааковича
Ройзмана (позднее и я стала его ученицей).
Стало понятным, что это грандиозный и очень
красочный инструмент. Но – непростой. И обходиться
с ним – целое искусство.Потом немало
слушала различных органистов –
разные впечатления были. И хорошие, и не
очень.
– А самые первые ощущения? Восторг,
удивление, страх, благоговение?
– Восторг – да, в какой-то степени. Удивление
– пожалуй, нет. Скорее желание понять,
ПРОСТРАНСТВО
ХОРА
Оно может быть так же
намолено,
как пространство храма…
Но любая традиция
обязательно должна
развиваться.
Лев Конторович
стр. 2
МЕНЯЮЩИЙСЯ
МИР
КОМПОЗИТОРА
Новая экспозиция
в музее Прокофьева –
эксперимент,
движение,
образ и звук…
Михаил Брызгалов
стр. 6
стр. 6
стр.4
ПРОКОФЬЕВ.
ФОРМАТ
NON CLASSIC
«Прокофьев
фантастически
прочувствовал,
предвосхитил
дальнейшее развитие
музыки»…
Дмитрий Четвергов
«СЧИТАЙ
ДО СЕМИДЕСЯТИ
ТРЕХ»…
История знаменитой
постановки балета
Стравинского
«Весна священная»
в Большом театре
началась с просмотра
диснеевского мультфильма…
стр. 7
Ректор Московской государственной консерватории Александр Соколов и Наталья
Малина на сцене Большого зала консерватории. Фото Дениса Рылова.
познать его сущность, природу его бытия.
Страха никогда не было. Благоговение – конечно.
Уж очень хорошо сделан! Потом с благословения
профессора Ройзмана занималась на
органе довольно много. Учила новое интересное
произведение и была полностью захвачена этим
процессом. Здесь и началась, наверное, самая
важная стадия – знакомство, перешедшее в глубокую
дружбу. Потом, когда несколько неожиданно
стала мастером, эта дружба усилилась.
Переросла просто в совместное бытие.
ИГРАТЬ
БЕЗ ПРАВИЛ
Это означает
оригинальность
мышления, творческую
индивидуальность,
необычность подхода
и взгляда на содержание
музыки
Михаил Хохлов
стр. 4
Удивительный инструмент! Он пыхтел, сопел,
всячески (правда, довольно деликатно) «высказывал»
недовольство, если я его на какое-то
время «забывала», не уделяла должного ему
внимания – появлялись мелкие зацепочки в
игровой трактуре, увеличивались трещинки в
воздушной системе – орган требовал к себе
внимания. Но когда с ним немножко повозишься,
поправишь какие-то мелочи там и тут,
протрёшь фасад, и пульт, и внутри – с какой
благодарностью он отзывался на это!
Кажется, ещё и не нашла подходящую регистровку,
а он уже сам мне подкладывал
звучность, которая была ещё лучше, чем то,
что мне слышалось.… Мурлыкал и распахивал
всю свою сущность. Выручал нередко.…
Вот пришёл некий органист, который критически
относился к моей деятельности мастера,
сам не особо хорошо играл, но очень
хотел досадить (зная, что у органа много
больных точек – к сожалению, обслуживание
его, да и вообще вся история, нанесли
много травм инструменту). Постукивал, пытаясь
выявить дефект механики или настройки
– и, поди ж ты! Орган подбирался,
подтягивался – и всё было в порядке! Даже
как будто сам подстраивался.
Однажды мне пришлось выступать на нём
после не очень удачно проведённых ремонтных
работ одной из фирм – все мы тогда беспокоились
– не проявится ли какого-то
неожиданного дефекта прямо во время концерта.
Даже мой учитель очень волновался. А
мне было как-то совершенно спокойно. Я
знала, чувствовала – орган не подведёт. Так и
случилось. Играть было легко и удобно, радостно
и празднично. Я ему очень благодарна!
– Слушать – играть – настраивать –
реставрировать... Для Вас это разные
сферы деятельности или звенья одной
цепи?
– Конечно, звенья одной цепи.
– Это «главный» Ваш орган?
– Наверное, да.
Продолжение на стр.5
12+
ЗАГАДКИ
ШТРАУСОВ
Потомки Иоганна Штрауса
в Москве - любят русский
язык, знакомы
с творчеством Булгакова
и восхищены концертом
в БЗК
Эдуард Штраус
Наталья Касаткина
Стр.1