ISSN 1680-1709 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> И. Я. ЯКОВЛЕВА Научный журнал № 2 (94) Апрель – июнь 2017 г. Учредитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет им. <...> Такой личностью является известный педагог, академик Российской академии образования Геннадий Никандрович Волков – духовный преемник и продолжатель великого дела национального гения, патриарха просвещения чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева. <...> Главный редактор В. Н. Иванов 3 ВОЛКОВ ГЕННАДИЙ НИКАНДРОВИЧ (1927–2010) КРАТКО ОБ УЧИТЕЛЕ… Геннадий Никандрович Волков – доктор педагогических наук (1967), профессор (1967), член Союза писателей СССР (1982), почетный доктор Эрфуртского университета (1982), действительный член Академии педагогических наук СССР (ныне – РАО) (1990), Международной академии педагогических и социальных наук, Международной педагогической академии народного образования Республики Кыргызстан, основатель нового направления в педагогической науке – этнопедагогики. <...> Нетрудно заметить, что нравоучительный пафос и воспитательная заряженность идейно-эмоционального содержания не только сказок, но и про7 Вестник ЧГПУ им. <...> Г. Волков, как и просветитель чувашского народа, озабочен тем, чтобы современная учебно-воспитательная работа не прерывала связи с корнями народной педагогики. <...> По их убеждению, Г. Волков как в упомянутой сказке, так и во многих других произведениях сборника занимается «идеализацией чувашской старины», «поисками ―золотого века‖ в истории угнетенного в прошлом чувашского народа», «абсолютизацией нации». <...> Солдата, который провел на службе царю и отечеству четверть века и вернулся в отчий дом, потеряв здоровье, родственники не узнают и подвергают достаточно жесткому испытанию: действительно ли он <...>
Вестник_Чувашского_государственного_педагогического_университета_им._И.Я._Яковлева_№2(94)_2017.pdf
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2017. № 2(94)
СОДЕРЖАНИЕ
От главного редактора ...…............……………………………………………………...
Кратко об Учителе … …………………………………………………………………...
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Артемьев Ю. М.
Булатбаева К. Н.,
Ережепова А. Т.
Художественная образность как средство и форма реализации
этнопедагогических прозрений (перечитывая литературно-художественные
опыты Г. Н. Волкова) ….…………… 6
Взаимопомощь членов общества как норма в английской и
казахской культурах (на материале английских и казахских
пословиц) ………………………………………………………. 13
Димитриева О. А. Концептосфера «Чувашской этнопедагогики» Г. Н. Волкова:
к постановке проблемы …..…...…....………………………… 20
Мусханова И. В.
Писаренко В. И.
Психолингвистические особенности коммуникативной
культуры чеченцев ........….......………………....……………... 27
Лингвистический компонент в структуре этнокультурной
личности .………...…………….…….…………..……………... 33
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Александрова Н. С. Этнопедагогический феномен народных игр и игрушек …. 41
Арсалиев Ш. М.-Х. Этнопедагогическая теория как основа формирования личности
в информационном обществе ..……………………….. 48
Баубекова Г. Д.
О проблемах духовно-нравственного воспитания молодежи
в произведениях Г. Н. Волкова ………...….…...…….....…..... 62
3
5
198
Стр.197
дения об авторах
Содержание
Богданова Т. Г.
Боргояков С. А.,
Бозиев Р. С.
Данилов Д. А.,
Корнилова А. Г.
Ермакова Г. А.
Петрова Т. Н.
Иванов Д. Е.
Иванова Л. Н.
Кожанов И. В.,
Кожанова М. Б.
Факторы, влияющие на образ мира человека: этнопедагогический
контекст .…….....…………………………….….……... 68
Проблемное поле развития этнокультурного образования
как важного фактора укрепления единства народов России
Региональные и
этнические основы социальнопедагогической
деятельности …............................................... 85
Слово Г. Н. Волкова в ракурсе «познающего мышления» ..... 91
Основные положения развития этнопедагогики как науки
в условиях новой парадигмы образования ………………...… 103
Реализация этнопедагогической концепции чувашсконемецкой
гимназии в рамках современной образовательной
политики ………………………………………………………... 111
Г. Н. Волков о просветителе И. Я. Яковлеве ……………....… 118
Формирование гражданской идентичности личности на основе
этнопедагогического подхода ….………...………...……. 126
Мирошниченко В. В. Концептуальная модель этнорегиональной подготовки учителей
в системе непрерывного педагогического образования 132
Мухтарова Ш. М. Методологическое обоснование этнопедагогической
направленности этнического компонента в содержании
высшего педагогического образования ….….……...…………. 140
Прокопенко В. И. Фольклорная этнопедагогика народа манси …....................… 150
Семенова Г. Н.
Язык как средство педагогического воплощения и самовыражения
личности обучающегося …….……………………… 158
Федорова С. Н.
Харитонов М. Г.,
Егоров М. Н.,
Харитонова Ф. П.
Хрисанова Е. Г.,
Тенюкова Г. Г.
Шаронова Е. Г.
Научная школа Г. Н. Волкова в Республике Марий Эл …...... 166
Этнопедагогическая подготовка магистров ….......................... 173
Этнопедагогический подход в подготовке бакалавров педагогического
образования к поликультурному воспитанию
школьников ….............................................................................. 182
Этнопедагогические основы социально-экологического воспитания
учащейся молодежи ……………....…….................... 189
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ………...…………………………………………… 196
76
199
Стр.198
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2017. № 2(94)
CONTENT
From the Editor-in-chief ………………………………………………………………….. 3
On the Teacher in brief… ………………………………………………………………… 5
PHILOLOGY
Artemyev Yu. M.
Bulatbaeva K. N.,
Erezhepova A. T.
Dimitrieva O. A.
Muskhanova I. V.
Pisarenko V. I.
Artistic imagination as a means and form of implementation
of ethnopedagogical insights (re-considering the literary and artistic
works of G. N. Volkov) ……………....………..…………..
6
Mutual assistance as standard of behaviour in English and Kazakh
cultures (as exemplified in English and Kazakh proverbs) ……...… 13
Concept-sphere «Chuvash ethnopedagogics» by G. N. Volkov:
problem statement ……………………………………………… 20
Psychological and linguistic features of communicative culture
of Chechens …………...………………………………………... 27
Linguistic component in structure of ethno-cultural personality
PEDAGOGICS
Aleksandrovа N. S.
Baubekova G. D.
Ethnopedagogical phenomenon of folk toys and games ……..…... 41
Arsaliev Sh. M.-Kh. Ethno-pedagogical theory as a basis of the person formation in
information society …………..………………...…………………. 48
On the issues of spiritual and moral education of young people in
G. Volkov’s works …………………..……..…………………….
62
33
200
Стр.199
Content
Bogdanova T. G.
Borgoyakov S. A.,
Boziev R. S.
Danilov D. A.,
Kornilova A. G.
Ermakova G. A.
Petrova T. N.
Ivanov D. E.
Ivanova L. N.
Kozhanov I. V.,
Kozhanova M. B.
Factors influencing a person’s worldview: ethnopedagogical context
.....................………..…....…............…....…………………… 68
Problem field of development of ethno-cultural education as an
important factor of strengthening the unity of the peoples of Russia
………………..............…….............………….………………. 76
Regional and ethnical bases of socio-pedagogical activity ……….
85
G. Volkov’s word in terms of «cognitive thinking» ……………… 91
Conceptual provisions of development of ethnopedagogy as a science
in new educational paradigm ……………………………....... 103
Implementation of ethnopedagogical conception of chuvashgerman
gymnasium in the framework of modern educational
policy ………...................……………............................................ 111
G. Volkov on Chuvash educator I. Yakovlev …………………...... 118
Ethnopedagogical approach to formation of civil identity of
a person ………..............................……...................…….............. 126
Miroshnichenko V. V. Conceptual ethno-regional teachers’ training model in the system
of continuous pedagogical education ………...................………… 132
Mukhtarova Sh. M. Methodological justification of ethnopedagogical orientation of
ethnic component in higher pedagogical education ……………….. 140
Prokopenko V. I.
Semenova G. N.
Fedorovа S. N.
Kharitonov M. G.,
Egorov M. N.,
Kharitonova F. P.
Khrisanova E. G.,
Tenyukova G. G.
Sharonovа E. G.
Folkloric ethnopedagogics of mansi people ……………………… 150
Language as a means of pedagogical manifestation of student’s
personality ………………………………………………………… 158
G. N. Volkov’s scientific school in the Republic of Mari El …… 166
Ethno-pedagogical training of masters ……………........................ 173
Ethnopedagogical approach to preparing bachelors of pedagogical
education for teaching polycultural schoolchildren ……………..... 182
Ethno-pedagogical basis of socio-ecological education of students 189
INFORMATION FOR THE AUTHORS ……….……………………….……….…….… 196
201
Стр.200