Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Теоретическая фонетика: учеб.-метод. пособие (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКостеневич Елена Владимировна
АвторыКузьмичёва Ирина Александровна, Смирнова Наталья Сергеевна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц108
ID374286
АннотацияУчебно-методическое пособие содержит материалы по курсу «Основы теории первого иностранного языка: теоретическая фонетика»: конспекты лекций, контрольные вопросы и задания, библиографические справки, материалы для подготовки к занятиям, образцы тестов, основную терминологию курса на русском, английском и немецком языках, хрестоматию
Кому рекомендованоПредназначено для студентов первого курса, обучающихся по направлению подготовки «Лингвистика»
ISBN978-5-261-00926-9
Костеневич, Е.В. Теоретическая фонетика: учеб.-метод. пособие / И.А. Кузьмичёва, Н.С. Смирнова; Е.В. Костеневич .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2014 .— 108 с. — ISBN 978-5-261-00926-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/374286 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Е.В. Костеневич, И.А. Кузьмичёва, Н.С. Смирнова Теоретическая фонетика Учебно-методическое пособие Архангельск ИД САФУ 2014 1 УДК 81.34(07) ББК 81.2-1я7 К720 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: кандидат филологических наук О.Н. Веселкова; кандидат филологических наук, доцент кафедры германской филологии филиала САФУ им. <...> Учение о фонеме И.А. Бодуэна де Куртенэ . <...> Accentual Structure of English Words (Word Stress) . <...> Учение о фонеме И.А. Бодуэна де Куртенэ Ключевые понятия: фонетика и фонология, фонема и звук, сегментация, идентификация, классификация, когеренты, дивергенты, коррелятивы, корреспонденты, кинемы, акусмы, кинакемы, антропофоника, психофонетика, альтернации. <...> Создателем современной фонологии считается И.А. Бодуэн де Куртенэ. <...> Фонему и звук впервые разграничил И.А. Бодуэн де Куртенэ в труде «Некоторые отделы сравнительной грамматики славянских языков» (1881). <...> Термин «фонема» И.А. Бодуэн де Куртенэ заимствовал у Ф. де Соссюра, однако использовал его в собственном значении. <...> В настоящее время существует несколько фонологических школ, имеющих собственные определения фонемы и в связи с 6 этим по-разному подходящих к проблеме установления состава фонем отдельных слов. <...> Различные толкования понятия фонемы, принятые в фонологических школах, можно свести к следующим видам [Постовалова, с. <...> Класс звуков, рассматриваемых в качестве ее вариантов, или аллофонов (ср. определения фонемы в работах представителей по дескриптивной лингвистике). <...> Минимальная фонологическая единица, обладающая смыслоразличительной функцией, где фонологическая единицачлен фонологической оппозиции. <...> Компонент означающего <...>
Теоретическая_фонетика_учеб.-метод._пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Е.В. Костеневич, И.А. Кузьмичёва, Н.С. Смирнова Теоретическая фонетика Учебно-методическое пособие Архангельск ИД САФУ 2014 1
Стр.1
УДК 81.34(07) ББК 81.2-1я7 К720 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Рецензенты: кандидат филологических наук О.Н. Веселкова; кандидат филологических наук, доцент кафедры германской филологии филиала САФУ им. М.В. Ломоносова в г. Северодвинске Е.Ю. Верещагина К720 Костеневич, Е.В. Теоретическая фонетика: учеб.-метод. пособие / Е.В. Костеневич, И.А. Кузьмичёва, Н.С. Смирнова; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 108 с. ISBN 978-5-261-00926-9 Учебно-методическое пособие содержит материалы по курсу «Основы теории первого иностранного языка: теоретическая фонетика»: конспекты лекций, контрольные вопросы и задания, библиографические справки, материалы для подготовки к занятиям, образцы тестов, основную терминологию курса на русском, английском и немецком языках, хрестоматию. Предназначено для студентов первого курса, обучающихся по направлению подготовки 035700.62 «Лингвистика». УДК 81.34(07) ББК 81.2-1я7 ISBN 978-5-261-00926-9 © Костеневич Е.В., Кузьмичёва И.А., Смирнова Н.С., 2014 © Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2014 2
Стр.2
Оглавление Введение .................................................................................................... Конспекты лекций ..................................................................................... Лекция 1. Введение в фонологию. Учение о фонеме И.А. Бодуэна де Куртенэ ............................................................................................ 4 6 6 Лекция 2. Пражская фонологическая школа (ПФШ) ....................... 13 Лекция 3. Московская и Санкт-Петербургская фонологические ... школы ................................................................................................... 17 Лекция 4. Американский структурализм .......................................... 25 Материалы для подготовки к занятиям (английский язык) .................. 31 Topic 1. The System of English Phonemes. Consonants ...................... 31 Topic 2. The System of English Phonemes. Vowels ............................. 32 Topic 3. Syllabic Structure of English Words ....................................... 35 Topic 4. Accentual Structure of English Words (Word Stress) ............. 36 Topic 5. Intonation ................................................................................ 39 Список рекомендуемой литературы ........................................................ 41 Тest ............................................................................................................. 42 Материалы для подготовки к занятиям (немецкий язык) ..................... 44 Thema 1. Das Vokalsystem des Deutschen ........................................... 44 Thema 2. Das Konsonantensystem des Deutschen ............................... 45 Thema 3. Die Laute im Sprechkontinuum ............................................ 46 Thema 4. Die Silbe und Silbentheorien ................................................ 47 Thema 5. Der deutsche Wortakzent. Die deutsche Intonation .............. 48 Список рекомендуемой литературы ........................................................ 48 Test ............................................................................................................. 49 Глоссарий ................................................................................................... 51 Приложение ............................................................................................... 65 Отрывки из классических произведений .......................................... 65 Статьи современных авторов ............................................................. 92 Ключи к тестам .................................................................................... 104 3
Стр.3
Введение Учебно-методическое пособие содержит материалы к курсу «Теория первого иностранного языка: теоретическая фонетика» по направлению подготовки 035700.62 «Лингвистика» (профили подготовки: «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», «Теория и практика межкультурной коммуникации», «Перевод и переводоведение»). Данный курс относится к дисциплинам профессионального цикла (вариативная часть). Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 единицы), из которых 8 часов отводится на лекции и 10 часов – на лабораторные занятия. Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов базовых теоретических знаний о фонетическом строе современного иностранного языка как системы разноуровневых функциональных единиц. В задачи изучения дисциплины входит ознакомление с современным состоянием науки о фонетическом строе языка; описание фонетических средств в их системе, определение их природы и функции, ведущих тенденций развития фонетической системы изучаемого языка; развитие способности делать самостоятельные выводы из наблюдения за фактическим языковым материалом. С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности и приобретения соответствующих компетенций студент в ходе освоения учебной дисциплины должен: – знать: основные положения дисциплины «теоретическая фонетика», основные фонетические явления и закономерности функционирования изучаемого иностранного языка; – уметь: использовать понятийный аппарат фонетики для решения профессиональных задач; видеть междисциплинарные связи изучаемой дисциплины и понимать их значение для будущей профессиональной деятельности; 4
Стр.4
– владеть: системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей. Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Практический курс первого иностранного языка», «Практическая фонетика», «Основы языкознания». На основе изучения данного курса у студентов формируются необходимые навыки для дальнейшего овладения иностранным языком, а также закладываются основы филологических знаний, необходимые в дальнейшем для изучения таких дисциплин, как «Теория первого иностранного языка: лексикология», «Теория первого иностранного языка: история языка», «Теория первого иностранного языка: стилистика», «Теория первого иностранного языка: теоретическая грамматика». В ходе лекционных занятий рассматриваются основные положения учения о фонеме, представленные в различных фонологических школах, в ходе лабораторных занятий обсуждаются такие темы, как система гласных и согласных фонем английского и немецкого языков, комбинаторные изменения звуков в потоке речи, теории слогообразования, интонация и просодия. В настоящее пособие включены конспекты лекций, контрольные вопросы и задания, библиографические справки, материалы для подготовки к занятиям на английском и немецком языках, тесты, основная терминология курса на русском, английском и немецком языках, хрестоматия и приложение. 5
Стр.5