2017.02.001
1
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ
И
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
2017 – 2
Издается с 1973 года
Выходит 4 раза в год
МОСКВА 2017
Стр.1
2
2017.02.001
ББК 72
С 69
Центр научно-информационных исследований
по науке, образованию и технологиям
Редакционная коллегия серии «Науковедение»:
Е.Г. Гребенщикова – д-р филос. наук, главный редактор,
М.П. Булавинова – ответственный секретарь, Т.В. Виноградова
– канд. психол. наук, С.М. Пястолов – д-р эконом.
наук, А.И. Ракитов – д-р филос. наук, А.И. Селиванов – д-р
филос. наук, В.С. Стёпин – академик РАН, Б.Г. Юдин –
член-корреспондент РАН
С 69
Социальные и гуманитарные науки. Отечественная
и зарубежная литература. Сер. 8. Науковедение: РЖ /
РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию
и технологиям. – М., 2017. – № 2. – 198 с.
Журнал «Науковедение» включает реферативные материалы,
посвященные проблемам науки и общества, методологии и теории развития
науки, социальных и психологических факторов развития науки,
организационных структур науки и управления научной деятельностью,
экономики науки и подготовки научных и инженерных кадров.
ББК 72
ISSN 2219-8814
© ИНИОН РАН, 2017
Стр.2
2017.02.001
3
СОДЕРЖАНИЕ
НАУКА И ОБЩЕСТВО
2017.02.001. Инженерный подход к миру живого: Наука,
практика и политика: Краткий отчет о заседании рабочей
группы ................................................................................................ 7
2017.02.002. Веллерштейн А. Психологическая власть ядерного
оружия .............................................................................................. 12
2017.02.003. Краусс Л. Война Дональда Трампа с наукой ............. 17
2017.02.004. Шейфеле Л.З., Беркетт Т. Первые три года общественной
лаборатории: Выученные уроки и направления
движения .......................................................................................... 21
2017.02.005. Организация проектов «Науки толпы» / Шелига К.,
Фрезике С., Пушман Ц., Фехер Б. ................................................. 24
МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ
2017.02.006. Дойл Э., Бакли П. Рассматривая качественное
исследование: Визуальная модель детализированного контроля
над исследовательской этикой ............................................. 32
2017.02.007. Обогащая качественное исследование через привлечение
в него интервьюеров, равных интервьюируемым:
Кейс-стади / Девотта К., Вудхолл-Мельник Дж., Педерсен Ч.,
Вендаферью А., Доубор Т., Гилчер С., Гамильтон-Райт С.,
Ферентзи П., Хванг С. ....................................................................40
2017.02.008. Моэр М. Наблюдательная практика в виртуальных
мирах: Возвращение к методологической дискуссии и ее
расширение ...................................................................................... 46
2017.02.009. Кесар А., Макси Д. Дельфийский метод: Новый
подход к партисипативному исследованию ................................ 51
Стр.3
4
2017.02.001
2017.02.010. Коген М.А., Деннет Д.К., Кэнвишер Н. Какова
пропускная способность перцептивного опыта? ........................ 56
2017.02.011. Русанен А.-М., Лаппи О. О вычислительных
объяснениях ..................................................................................... 61
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
РАЗВИТИЯ НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО
2017.02.013. Дэн-Коен Т. Игнорируя сложность: Эпистемные
риски и практики знания в синтетической биологии ................. 71
2017.02.014. Биоинформатика и инновационная политика в
науках о жизни: Наука и государство в Великобритании,
Китае и Индии / Солтер Б., Джоу И., Датта С., Солтер Ч. ........ 78
2017.02.012. Бектел У. Исследуя нейронные репрезентации:
Рассказ о нейронах места ............................................................... 65
2017.02.015. Фохлер М., Фелт У., Мюллер Р. Неподдерживаемый
рост, сверхконкуренция и оценка исследований в
науках о жизни ................................................................................ 85
2017.02.016. Раскрытие конфликта интересов в биомедицинских
исследованиях: Обзор / Данн А.Г., Койера Э.,
Мэндл К.Д., Бургеоис Ф.Т. ............................................................ 90
2017.02.017. Хиггинс Ж., Линь Фэн-Чхан, Эванс Дж. Плагиат в
рукописях, предоставляемых для печати: Кейс-стади в
ведущем специализированном медицинском журнале ............. 94
2017.02.018. Рясянен Л., Мооре Э. Критическая оценка руководящих
указаний финского консультативного совета по
добросовестности в науке и их использования ........................... 98
2017.02.019. Ранжирование мелких и крупных нарушений
принципов добросовестности в исследованиях / Боутер Л.М.,
Тиждинк Дж., Акселсен Н., Мартинсон Б., Риет Г., тер........... 102
2017.02.020. Предотвращение нарушений норм профессионального
поведения ученого и поощрение добросовестности
в исследованиях и публикациях / Марусик А., Уэджер Е.,
Утробицик А., Ротштейн Г., Самбуньяк Д. ............................... 106
2017.02.021. Смэлдино П., Макэлрих Р. Естественный отбор
плохой науки. ................................................................................ 108
2017.02.022. Ахмад Ш. Семья или академическая карьера? ........ 114
Стр.4
2017.02.001
5
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ НАУКИ.
УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
2017.02.023. Глобальный индекс инноваций 2016. Побеждая с
глобальными инновациями ..........................................................120
2017.02.024. Индикатор инноваций ЕС 2020: Шаг вперед в
измерениях результатов и продукции инноваций? / Янгер Ю.,
Шуберт Т., Андриес П., Раммер К., Хоскенс M. .......................128
ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ
2017.02.025. Штер Н., Адольф М.Т. Цена знаний ..........................138
2017.02.026. Сяо Юн-Чан, Чен Чун-Дзен, Чхве Ён Рок. Инновации
и экономические последствия распространения знаний:
Соответствие между исследованием и возможностями эксплуатации,
атрибуты знаний и механизм трансферта ..............145
2017.02.027. Шеффер В., Матт М. Развитие академического
предпринимательства в контексте незрелости: Роль университетов
как организационных центров ......................................151
2017.02.028. Фигейра К., Теодоракопулос Н., Казелли Дж. Изучение
восприятия концепции академического риска среди
сотрудников университетов: Феноменографический подход ...158
2017.02.029. Девитт Ж., Арчер Л., Мау А. Измерения научного
капитала: Исследование его потенциала для объяснения
студенческого участия в научных исследованиях ....................165
НАУКОМЕТРИЯ И БИБЛИОМЕТРИЯ
2017.02.030. Винклер П. Размер и импакт элитного массива
публикаций в наукометрических оценках .................................171
2017.02.031. Тейшейра да Силва Х.А., Борнеман-Чименти Х.
Почему продолжают цитировать некоторые отозванные
статьи? ............................................................................................177
НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ.
ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА
2017.02.032. Публичные университетские программы в области
естественных, технологических, инженерных наук и мате
Стр.5
6
2017.02.001
матики: Концептуальная рамка / Эйлем Э., Бигер С.У.,
Сэдлер К., Барри Ф., Белик Т. ..................................................... 185
2017.02.033. Пузер С., Фила Н., Натарайя К. Существующие
методы измерения качества учебных программ в области
инженерного предпринимательства ........................................... 191
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ АВТОРОВ И ЗАГЛАВИЙ
РАБОТ, ОПИСАННЫХ НЕ НА АВТОРА ................................ 194
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ......................................................... 196
Стр.6