198 УДК 37.034 ББК Ч420.051 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГСНТИ 14.25.05 Код ВАК 13.00.05 Иванов Александр Владимирович доктор педагогических наук, профессор ИПССО МГПУ, Московский городской педагогический университет; 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4/1; e-mail: aivanov7@rambler.ru. <...> ФЕНОМЕН КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОСВОЕНИИ ДЕТЬМИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: духовные ценности, культурная среда, культура, истина, любовь, красота, эволюция, энергия личности, социальная среда школы, саморазвитие, развитие. <...> В статье представлены теоретические размышления о роли культуры и ее среды в направлении энергетических потоков на эволюционное развитие человека, и задача образования и воспитания заключается в том, чтобы раскрыть внутренние пути восприятия прекрасного. <...> Взаимосвязь культуры и образования представлена на макроуровнем как пространством формирования и совершенствования педагогической культуры в целом (НИИ, вузы, школы, ИПКРО, методические центры, педагогические средства массовой информации и др.); педагогического влияния на процессы развития личности в обществе (средства массовой информации: телевидение, печать, Интернет, различные образовательные курсы и система образования в целом) и микроуровнем – как культурной средой микросоциума, в том числе образовательной организации. <...> Размышляя о роли культурной среды и духовных ценностей, о механизмах влияния культуры и ее среды на процесс развития и саморазвития личности, о сущности и компонентах культурной среды школы, автор приходит к выводу, что культурная среда школы (вуза, учреждения дополнительного образования, колледжа и пр.), опирающаяся на духовные ценности, является важным средством развития и саморазвития личности обучающегося и учителя, развития их общей и профессиональной культуры. <...> Поэтому в современной школе необходимо формировать культурную среду как энергетическое поле, влияющее <...>