Академик В. В. ВИНОГРАДОВ
О ТРУДАХ Ю. Н. ТЫНЯНОВА
ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫXIX в.
==============================================================
Источник:Ю. Н. Тынянов. Пушкин и его современники.М.: Наука, 1969.
Под. ред. ак. В. В. Виноградова. Составление В. А. Каверина и З. А. Никитиной.
Электронная версия: Александр Продан.
Оригинал находится по адресу: Библиотека Александра Белоусенко
==============================================================
1
Талантливый писатель, тонкий и острый литературный критик, оригинальный теоретик
литературы, особенно стихосложения и поэтического языка, выдающийся литературовед -- Ю. Н.
Тынянов до сих пор еще не стал объектом всестороннего исторического исследования. Правда, о нем
написано много статей. Деятельность, мысли и образ его воспроизводятся на страницах воспоминаний его
современников (Юрий Тынянов. Воспоминания, размышления, встречи. М., 1966. Серия "Жизнь
замечательных людей").Ю. Н. Тынянову отводится значительное место в общих очерках, учебных курсах
и руководствах по истории советской литературы. Интерес к художественному творчеству Ю. Н.
Тынянова и к его литературоведческим трудам в настоящее время очень велик. Историко-литературные
труды Ю. Н. Тынянова до сих пор полны глубокого и живого интереса -- не только историографического,
но и научно-исследовательского. Острый ум, талант ученого-филолога, усиленный тонким
художественным и критическим чутьем, блестящий писательский дар, широкая культура европейски
образованного интеллигента -- вот что поражает в научных произведениях Ю. Н. Тынянова. Все это те
качества, отсутствие которых обычно обрекает литературоведа на творческое бесплодие, на
компилятивный набор чужих мнений и на производство пустых -- толстых и тонких -- монографий и
статей, стареющих не по дням, а по часам.
Ю. Н. Тынянов в своих литературоведческих исканиях не пошел по этой утрамбованной дороге.
Ему не надо было снискивать ученых степеней и званий.
Чтобы углубить и наполнить более живым конкретно-историческим содержанием современный
общественный интерес к личности и творческой жизни этого замечательного деятеля советского
искусства и советской филологической науки, необходимо собрать и переиздать его ученые произведения
и критические статьи. Начало этому важному предприятию уже положено новым изданием
интереснейшей теоретической работы Ю. Н. Тынянова "Проблема стихотворного языка" (М., 1965) и
некоторых его статей по советской литературе (с предисловием проф. Н. Л. Степанова). Настоящий
сборник включает в себя не все труды Ю. Н. Тынянова по истории русской литературы, а лишь те,
которые касаются развития русской поэзии в первые десятилетия XIX в. Кажется, проще всего можно
определить общее содержание этого сборника названием: "Пушкин и его современники".
Центральной темой, естественно, является Пушкин, его творчество, его литературные связи и
отношения. Самая крупная по объему работа -- "Архаисты и Пушкин" -- оказала большое влияние на
изучение творчества Пушкина и литературных направлений 20--30-х годов XIX столетия.Ю. Н. Тынянов
отвергает обычное и общее для предшествующего литературоведения понимание литературной борьбы
20-х годов как борьбы романтизма и классицизма. По его мнению, "подходя с готовыми критериями
"классицизма" и "романтизма" к явлениям тогдашней русской литературы, мы прилагаем к
многообразным и сложным явлениям неопределенный ключ и в результате возникает растерянность,
жажда свести многообразное явление хоть к каким-нибудь, хоть к кажущимся простоте и единству" (ср.
психологическое определение романтизма у Белинского).
В критике этой упрощенной концепции особенно ярко проявляется присущий Тынянову дар
неистощимого анализа. Ю. Н. Тынянов был решительным противником литературных псевдотерминов -противоречивых,
расплывчатых, а нередко и пустых. Вслед за своим героем В. К. Кюхельбекером он
пришел к выводу, что важнее, чем деление писателей 20-х годов XIX в. на классиков и романтиков, -противопоставление
карамзинистов ("германо-россов и русских французов") "славянам", архаистам.
Архаисты, по словам Кюхельбекера, имели своих классиков (Шишков и Шихматов) и романтиков
(Катенин, Грибоедов, Шаховской и Кюхельбекер). Если старшую группу архаистов (Шишкова,
Шихматова, членов "Беседы" и современников ее, литературно ей родственных) можно в общественном и
Стр.1