МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе профессор П.Б. Акмаров _____________ «_____»____________________ 2015 г. В.И. Макаров, Т.Ю. Бортник, Е.В. Лекомцева АГРОХИМИЯ методические указания по учебной практике Ижевск ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА 2015 УДК 631.8 ББК 41.4 М 15 Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Агрохимия и агропочвоведение», утвержденный МОН РФ от 28 октября 2009 г. N 490 Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ____ от «____» ______________ 2015 г. Рецензент: А.С. Башков – профессор, доктор. с.-х. наук А.В. Леднев – профессор, доктор. с.-х. наук М 15 Макаров В.И., Бортник Т.Ю., Лекомцева Е.В. <...> В методических указаниях изложена методика проведения агрохимического обследования почв и тканевой диагностики минерального питания растений. <...> Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций (ПК): готовностью проводить физический, физико-химический, химический и микробиологический анализ почв, химический анализ растений, удобрений и мелиорантов в соответствии с современными методиками (ПК-7); готовностью участвовать в проведении почвенных, агрохимических и агроэкологических обследований земель сельскохозяйственного назначения (ПК-8); способностью составить почвенные и агроэкологические карты, агрохимические картограммы (ПК-9); способностью проводить оценку и группировку земель по их пригодности для сельскохозяйственных культур (ПК-11); способностью обосновать методы подготовки удобрений и разработать системы их рационального применения, технологические проекты воспроизводства плодородия почв различных агроландшафтов (немелиорируемых, осушаемых и орошаемых, загрязненных <...>
Агрохимия.pdf
УДК 631.8
ББК 41.4
М 15
Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по
направлению подготовки «Агрохимия и агропочвоведение», утвержденный МОН РФ
от 28 октября 2009 г. N 490
Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом
ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ____ от «____» ______________ 2015 г.
Рецензент:
А.С. Башков – профессор, доктор. с.-х. наук
А.В. Леднев – профессор, доктор. с.-х. наук
М 15 Макаров В.И., Бортник Т.Ю., Лекомцева Е.В.
Агрохимия : методические указания по учебной практике [Электронный ресурс].
– Ижевск : ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2015. – 39 с.
В методических указаниях изложена методика проведения агрохимического
обследования почв и тканевой диагностики минерального питания растений.
Учебное издание предназначено студентам, обучающимся по направлению
подготовки бакалавриата «Агрохимия и агропочвоведение» по дисциплине «Агрохимия».
УДК631.8
ББК
41.4
© Макаров В.И., Бортник Т.Ю., Лекомцева Е.В., 2015
© ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2015
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1 Агрохимическое обследование почв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Отбор почвенных проб с элементарных участков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.2 Лабораторные исследования почвенных проб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Оформление агрохимических картограмм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
1.4 Содержание агрохимического очерка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2 Тканевая диагностика питания зерновых культур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.1 Отбор растительных проб . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
2.2 Экспресс-определение азота, фосфора, калия в растительных образцах по
методу В.В. Церлинг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
3
Стр.3