Александра Шмемана Александр Дмитриевич Шмеман родился 13 сентября 1921 года в Таллине. <...> Его отец, Дмитрий Николаевич Шмеман, был гвардейским офицером Семеновского полка. <...> Мать — Анна Тихоновна — происходила из старого дворянского рода Шишковых. <...> Александр увлекся движением „младороссов", но впоследствии говорил, что очень благодарен матери, умолившей его в эту партию не вступать. <...> Александр ни к какой из русских эмигрантских партий не примыкал и к эмигрантским политическим спорам относился иронически. <...> Но он глубоко уважал тех русских политических эмигрантов, которые стремились способствовать развитию российского освободительного движения. <...> Отец Александр твердо верил в национально-религиозное возрождение русского народа. <...> Непримиримость по отношению к советской власти он сочетал с глубокой любовью к России, к ее культуре, которую он, после Церкви, любил превыше всего. <...> В 1940 году стал студентом Свято-Сергиевской Духовной Академии в Париже. <...> Среди профессоров Академии были выдающиеся православные богословы. <...> Особенное влияние на молодого 313 богослова оказали о. <...> Еще на студенческой скамье написал он свою кандидатскую диссертацию на тему „Судьба византийской теократии" (1946). <...> В 1945 году молодой ученый начал свою преподавательскую деятельность в Свято-Сергиевской Духовной Академии, а в 1946 году он был рукоположен в священство архиепископом Владимиром. <...> Александр преподавал историю Церкви — ка к ранней, так и византийского периода. <...> Александр с женой и тремя детьми переселился в США, приняв приглашение Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. <...> Начался новый, блестящий период в жизни о . <...> Александра — не тольк о как богослова, но и как очень значительного церковного деятеля. <...> Он скоро стал деканом семинарии (в США это высшая школа, имеющая право присуждать ученые степени), сменив на этой должности о. <...> 315 Отца Александра все более привлекало литургическое богословие — наука о церковном богослужении. <...> В Америке <...>