Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Институт управленческих технологий
и аграрного рынка
Кафедра «Государственное
и муниципальное управление»
Е. В. Буланкина
Е.Р. Храмцова
Методические указания для прохождения научно-исследовательской
практики и организации научно-исследовательской работы для магистров
направления подготовки 38.04.01 «Экономика», магистерская программа
«Государственное и региональное управление»
Кинель
РИЦ СГСХА
2016
Стр.1
УДК 37(07)
ББК 67:65р
Б-90
Буланкина, Е. В., Храмцова, Е.Р.
Б-90
Методические указания для прохождения научно-исследовательской практики и
организации научно-исследовательской работы для магистров направления подготовки
38.04.01 «Экономика», магистерская программа «Государственное и региональное
управление» / Е. В. Буланкина, Е.Р. Храмцова. – Кинель : РИЦ СГСХА, 2016 – 26 с.
Методические указания содержат цель и задачи научно-исследовательской практики,
требования к организации и прохождению научно-исследовательской практики, образцы
оформления документации. Учебное издание предназначено для магистрантов, обучающихся по
направлению 38.04.01 «Экономика», магистерская программа «Государственное и региональное
управление».
© ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2016
© Буланкина Е. В., 2016
© Храмцова Е.Р., 2016
Стр.2
Предисловие
Методические указания для прохождения научно-исследовательской практики составлены в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
высшего образования, предназначены для магистрантов, обучающихся по направлению 38.04.01
«Экономика», магистерская программа «Государственное и региональное управление».
Учебное издание содержит общие требования, установленные для организации и
прохождения научно-исследовательской практики; способствует формированию навыков
самостоятельного обучения, самоорганизации и самоконтроля. В методических указаниях
раскрыто содержание научно-исследовательской практики, даны образцы оформления
документации.
Прохождение научно-исследовательской практики направлено на формирование следующих
общекультурных и профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС ВО и требованиями к
результатам освоения ООП):
- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
- способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и
зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;
-
способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной
темы научного исследования;
- способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;
-
способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в
виде статьи или доклада;
- способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической
политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне;
- способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения
экономических расчетов;
- способность составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности
предприятия, отрасли, региона и экономики в целом.
Цель и задачи научно-исследовательской практики
Цели практики:
- формирование и развитие профессиональных знаний в сфере избранной специальности,
закрепление полученных теоретических знаний по дисциплинам направления и специальным
дисциплинам магистерских программ,
- овладение необходимыми профессиональными компетенциями по избранному направлению
специализированной подготовки,
- сбор фактического материала для подготовки выпускной квалификационной работы –
магистерской диссертации.
Цели научно-исследовательской практики определены с учетом характеристики
профессиональной деятельности магистров.
С учетом перечисленных целей данный вид практики решает следующие задачи:
1) сформировать комплексное представление о специфике деятельности научного работника
по направлению «Экономика»;
2) овладеть методами исследования, в наибольшей степени соответствующие профилю
избранной студентом магистерской программы;
3) совершенствовать умения и навыки самостоятельной научно-исследовательской
деятельности;
4) совершенствовать личность будущего научного работника, специализирующегося в сфере
государственного и регионального управления.
Стр.3
Требования к организации и прохождению научно-исследовательской практики
Образовательная программа подготовки магистров экономики по профилю «Государственное
и региональное управление» включает научно-исследовательскую практику. Научноисследовательская
практика проводится с магистрами с целью их подготовки к решению задач
научно-исследовательского характера, приобретения практического опыта проведения научноисследовательских
работ, получения навыков самостоятельного проведения экспериментальных
исследований с участием в выполнении конкретных научных разработок.
Требования к организации практик определяются ФГОС ВПО по направлению подготовки.
Научно-исследовательская практика магистранта состоит из двух этапов и продолжается в
течение двух лет обучения.
I этап – 1 год обучения. Представляет собой этап научного поиска темы магистерской работы
и ее утверждение руководителем. По завершению этапа магистрант защищает отчет по научноисследовательской
практике.
II этап – 2 год обучения. Написание магистерской диссертации. По завершению этапа
магистрант защищает магистерскую диссертацию.
Область профессиональной деятельности магистров включает:
организации любой организационно-правовой формы (коммерческие, некоммерческие,
государственные, муниципальные, в которых магистры могут работать в качестве исполнителей
или руководителей различных служб аппарата управления;
органы государственного и регионального управления;
структуры, в которых магистры могут выступать как предприниматели, создающие и развивающие
собственное дело;
научно-исследовательские организации, связанные с решением управленческих проблем;
учреждения системы высшего и дополнительного профессионального образования.
Объектами профессиональной деятельности магистров являются:
- процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;
- процессы государственного и регионального управления;
- научно-исследовательские процессы.
Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и
последовательности овладения магистрантами навыками и умениями профессиональной
деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки магистра.
Выбор места научно-исследовательской практики и содержания работ определяется
необходимостью ознакомления магистранта с деятельностью предприятий, организаций, научных
учреждений, осуществляющих работы и проводящих исследования по направлению магистерской
программы.
Магистранты проходят научно-исследовательскую практику на местах своей
профессиональной деятельности и осуществляют выполнение задания, выданного научным
руководителем.
Научно-исследовательская практика способствует закреплению
фактических знаний,
развивает активность студентов, дает возможность получить навыки исследования. Участвуя в
научных разработках, магистр:
а) изучает постановку задачи;
б) прорабатывает фундаментальную, периодическую и патентную литературу;
в) приобретает навыки составления программы и методики исследований;
г) составляет отчет с выводами, рекомендациями и оценкой экономической эффективности
проведенного мероприятия;
д) выступает с докладами о научной работе на конференциях.
Научно-исследовательская практика позволяет самостоятельно провести научное
исследование под руководством высококвалифицированных специалистов, которое будет отражено
в диссертации и публикациях, в дальнейшем может быть продолжено в аспирантуре.
Магистр по направлению экономика готовится к следующим видам профессиональной
деятельности:
организационно-управленческая;
аналитическая;
научно-исследовательская;
педагогическая.
Стр.4
Задачи профессиональной деятельности магистров:
а) организационно-управленческая
- управление организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников,
проектами и сетями;
- разработка стратегий развития организаций и их отдельных подразделений.
б) аналитическая
- поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений;
- анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование
предложений по их совершенствованию;
- анализ и моделирование процессов управления.
в) научно-исследовательская
- выявление и формулирование актуальных научных проблем;
- разработка программ научных исследований и разработок, организация их выполнения;
- разработка методов и инструментов проведения исследований и анализа их результатов;
- разработка организационно-управленческих моделей процессов, явлений и объектов,
- оценка и интерпретация результатов;
- поиск, сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования;
- подготовка обзоров, отчетов и научных публикаций.
г) педагогическая
- преподавание управленческих дисциплин;
- разработка образовательных программ и учебно-методических материалов.
Минобрнауки РФ рассматривает овладение научно-исследовательскими компетенциями как
одну из важных задач вузов, решение которой обеспечит подготовку выпускников к различным
видам инновационной деятельности
Научно-исследовательская практика ориентирована на подготовку специалистов высокой
квалификации, способных обеспечить использование современных методологий и методик в
научных исследованиях в области управления социально-экономическим развитием, а также в работе
экономических служб органов государственного, регионального и муниципального управления.
Научные
руководители магистерской диссертации назначаются кафедрой государственного и
муниципального управления и утверждаются руководителем магистерской программы.
В соответствии с полученным индивидуальным заданием магистрант осуществляет его
выполнение, следуя утвержденному в ней графику. В указанный срок сдает отчет о научноисследовательской
практике руководителю на рецензирование. При получении положительной
рецензии отчет допускается к защите.
Руководитель магистра осуществляет следующие функции:
-
с программой практики;
-
проделанной работе;
-
планов прохождения практики;
-
-
разрабатывает индивидуальный план прохождения практики студента в соответствии
консультирует магистров по вопросам прохождения практики и составления отчета о
проверяет качество работы магистра и контролирует выполнение им индивидуальных
оказывает методическую помощь при сборе материалов к магистерской диссертации;
дает отзыв о результатах прохождения практики и визирует составленный отчет по
окончании практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с
установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики и защиты.
Защита практики проходит в форме мини-конференции с участием всех магистрантов одного
направления. Каждый магистрант выступает с презентацией результатов проведенного
исследования и задает вопросы выступающим коллегам. Аттестацию проводят научные
руководители по представленным: отчету, отзыву, учитываются качество работы на консультациях
и непосредственно защита практики.
Оценка по практике (дифференцированный зачет) заносится в экзаменационную ведомость и
зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается
при подведении итогов общей успеваемости магистрантов.
Результаты научно-исследовательской практики используются при подготовке магистерской
диссертации.
Стр.5