Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный университет им. <...> Протокол № 4 от 5.10.2004 г.
Д791
Дидактические методы, активизирующие процесс
обучения (из опыта работы учителей гимназии РусскоПолянского района Омской области): Учебно-методическое пособие / Сост. <...> ISBN 5-7779-0508-0
Дидактические методы,
активизирующие процесс учения
Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов, осваивающих учебный курс
«Педагогика», и содержит рекомендации по его освоению. <...> Работа с пособием позволяет студентам ознакомиться с передовым педагогическим опытом учителей Русско-Полянской
гимназии. <...> (Из опыта работы учителей гимназии
Русско-Полянского района Омской области) <...> Решение логических задач.................................... 112
3
4
Введение
Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, где в требованиях к знаниям, умениям по циклу
общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин указано, что специалист должен:
− знать формы, средства и методы педагогической деятельости;
− владеть теоретическими и психолого-педагогическими
основами управления процессом обучения. <...> Данными экспериментами руководит
профессор Омского государственного университета Ю.П. Дубенский. <...> В рамках этого проекта неблагополучные
подростки могут получить основные компьютерные знания. <...> Затем мы выявим, как может повлиять новый положительный опыт на негативное развитие, как использовать наставнический подход для
приобретения учащимися нового опыта взаимодействия со сверстниками. <...> Неблагополучным с точки зрения психологии можно назвать такого ребенка или подростка, у которого меньше шансов
для развития в сравнении с большинством <...>
Методы,_активизирующие_процесс_учения_Учебно-методическое_пособие..pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
УДК 37.014.1
ББК 74.04(2я73)
Д791
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским
советом ОмГУ. Протокол № 4 от 5.10.2004 г.
Д791
Дидактические методы, активизирующие процесс
обучения (из опыта работы учителей гимназии РусскоПолянского
района Омской области): Учебно-методическое
пособие / Сост.: Ю.П. Дубенский, И.Г. Тихоненко.
Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 131 с.
Дидактические методы,
активизирующие процесс учения
(Из опыта работы учителей гимназии
Русско-Полянского района Омской области)
Учебно-методическое пособие
ISBN 5-7779-0508-0
Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного
образовательного стандарта высшего профессионального
образования для студентов, осваивающих учебный курс
«Педагогика», и содержит рекомендации по его освоению.
Работа с пособием позволяет студентам ознакомиться с передовым
педагогическим опытом учителей Русско-Полянской
гимназии.
Может быть использовано студентами при прохождении
педагогической практики, а также в системе повышения квалификации
учителей.
УДК 37.014.1
ББК 74.04(2я73)
Администрация Русско-Полянской гимназии № 1
и авторский коллектив пособия выражают признательность
за содействие в открытии районного Центра работы с одаренными
детьми и за помощь в издании учебно-методического пособия
главе муниципального образования С.С. Покатиленко
Изд-во
ОмГУ
Омск
2004
ISBN 5-7779-0508-0
2
© Омский госуниверситет, 2004
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................ 5
Раздел I. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ
В РУССКО-ПОЛЯНСКОЙ ГИМНАЗИИ
А. Гроб, У. Яшински, Ю.П. Дубенский, Е.Г. Ефремов. Продвижение
компьютерных знаний и содействие развитию личности неблагополучной
молодежи через наставничество сверстников............................... 7
Ю.П. Дубенский, И.Г. Тихоненко. Формирование муниципальной
педагогической системы работы с одаренными детьми Русско-Полянского
района................................................................................................. 20
И.Г. Тихоненко. Как выбрать профессию?........................................... 25
Раздел II. МЕТОДЫ, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ ПРОЦЕСС УЧЕНИЯ
С.П. Бабенко. Ситуации выбора как средство дифференцированного
обучения биологии ............................................................................. 34
Н.Н. Бузовская. Ситуации формирования активности учащихся
на уроках русского языка ........................................................................... 43
Н.Н. Бузовская. Индивидуальная и групповая работа на уроках
литературы................................................................................................... 50
Н.И. Височан. Как можно сэкономить время ...................................... 64
Г.Е. Гурова. Метод проектов в образовательной области
«Технология»............................................................................................... 67
З.А. Детцель. Формы обучения, активизирующие деятельность
учащихся ...................................................................................................... 75
В.И. Ногин. Проблемное обучение на уроках истории ...................... 82
А.И. Ногина. Развитие познавательного интереса на уроках
биологии....................................................................................................... 88
Е.М. Петренко. Творчество как средство развития учащихся.......... 95
Е.И. Торбаненко. Организация зачетной системы в старших
классах Русско-Полянской гимназии № 1................................................. 99
Раздел III. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Г.А. Андреенко. Развитие обобщенных познавательных
способностей учащихся на уроках русского языка................................ 104
Е.Н. Дмоховская. Решение логических задач.................................... 112
3
4
В.С. Клейман. Развитие логического мышления младших
школьников................................................................................................ 120
Г.И. Стройнова. Об использовании тренировочных упражнений
на уроках физики в 10–11 классах........................................................... 126
Заключение............................................................................................... 129
Сведения об авторах ............................................................................... 130
Стр.2
Введение
Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного
образовательного стандарта высшего профессионального
образования, где в требованиях к знаниям, умениям по циклу
общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин указано,
что специалист должен:
− знать формы, средства и методы педагогической деятельости;
−
владеть теоретическими и психолого-педагогическими
основами управления процессом обучения.
Для овладения методами педагогической деятельности студент
должен приобрести собственный педагогический опыт. Педагогическая
практика имеет ограниченные временные рамки. В
курсе педагогики небольшое количество учебных часов отведенно
на семинарские занятия.
В связи с указанными причинами необходимо не просто
знакомить студентов с педагогическим опытом учителей, но и
создавать условия для его анализа и проектирования собственного
квазиопыта.
Алгоритм работы студента с пособием:
1. Чтение статьи.
2. Проектирование собственных вопросов к статье и поиск
ответов на них.
3. Подготовка ответов на вопросы в конце статьи.
4. Запись ответов на вопросы.
5. Обсуждение на семинаре найденных ответов на вопросы.
Работа с учебно-методическим пособием позволяет студенту
приблизить свои педагогические размышления к реально существующей
педагогической практике.
Для более глубокого понимания условий, в которых учителя
гимназии формируют свой опыт обучения, в начале пособия
расположен раздел со статьями Ю.П. Дубенского, И.Г. Тихоненко,
Е.Г. Ефремова (Омский государственный университет), А. Гроба
(Бернский университет), У. Яшински (Бернский университет). В
данных статьях описываются педагогические эксперименты, в
том числе региональный и международный, которые проводятся в
5
6
Русско-Полянской гимназии. Данными экспериментами руководит
профессор Омского государственного университета Ю.П. Дубенский.
Экспериментальная деятельность развивается под патронажем
кафедры педагогики и психологии Омского государственного
университета.
Стр.3
Учебное издание
Составители:
Юрий Петрович Дубенский;
Игорь Григорьевич Тихоненко
Дидактические методы,
активизирующие процесс учения
(Из опыта работы учителей гимназии
Русско-Полянского района Омской области)
Учебно-методическое пособие
Технический редактор Н.В. Москвичева
Редакторы: Е.В. Коськина, О.А. Сафонова
Подписано в печать 19.10.04. Формат бумаги 60х84 1/16.
Печ. л. 8,1. Уч.-изд. л. 7,3. Тираж 200 экз. Заказ 547.
Издательство Омского государственного университета
644077, г. Омск-77, пр. Мира, 55а, госуниверситет
131
132
Стр.66