Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Лекции по древнерусской литературе (XI – XVII вв.) (150,00 руб.)

0   0
Первый авторКамедина Л. В.
АвторыЗабайкал. гос. гум.-пед. ун-т
ИздательствоИзд-во ЗабГГПУ
Страниц84
ID211513
АннотацияВ лекциях раскрываются основные темы курса «История русской литературы XI–XVII вв.», дается словарь основных историко-литературных понятий и терминов литературоведения. Каждая тема сопровождается заданием с вопросами для самостоятельной работы. К лекциям дается электронное приложение «Хрестоматия», которая содержит все тексты древнерусской литературы, упоминаемые в курсе лекций.
Кому рекомендованоЛекции предназначены для студентов филологического факультета.
ISBN978-5-85158-466-4
УДК821.161.1.0
ББК83.3(2Рос=Рус)1
Камедина, Л. В. Лекции по древнерусской литературе (XI – XVII вв.) : учеб.-метод. пособие / Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т; Л. В. Камедина .— Чита : Изд-во ЗабГГПУ, 2009 .— 84 с. — ISBN 978-5-85158-466-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/211513 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В них раскрываются основные темы курса «История русской литературы XI–XVII вв.», дается словарь основных историко-литературных понятий и терминов литературоведения. <...> Действительно, братья родились в Византийской империи, на территории, где проживало много славян. <...> Надо сказать, что тысячи славян селились не только на всей европейской территории, но и в Малой Азии. <...> 1 На Олимпе были мужские монастыри, а вокруг проживало сотни тысяч славян, так что братья слышали славянскую речь с детства. <...> Черноризец Храбр сообщает нам, что до прихода Кирилла и Мефодия у славян было свое письмо в виде черт и рез. <...> 5 Чтобы сохранить государственную и религиозную преемственность от второго Рима – Константинополя, русский князь Владимир решил жениться на византийской царевне Анне. <...> Сначала на Русь хлынула переводная литература из Византии и Болгарии, а затем, очень скоро, уже в XI веке, Русь стала создавать свое. <...> Особенности древнерусской литературы Первой отличительной особенностью древнерусской литературы является ее переводческий характер. <...> Второй особенностью древнерусской литературы является ее рукописный характер. <...> Древнерусский же автор просто обрабатывал, осмысливал то, что уже создано Богом. <...> Во-вторых, в Древней Руси не существовало авторского права, поэтому древнерусский писатель считал себя книжником, переписчиком книг или переводчиком, копиистом. <...> Четвертая особенность древнерусской литературы – ее религиозно-учительный характер. <...> Древнерусский писатель считал, что все истины уже прописаны в Божественном Писании, и человек ничего уже от себя не может прибавить к тому. <...> Следовательно, древнерусская литература не должна была поражать новизной, наоборот, она завораживала и притягивала привычностью и ожидаемостью сюжета и описываемых событий. <...> Так, например, Нестор-летописец, создав свою знаменитую «Повесть временных лет», дал образец русского летописания. <...> Древнерусская литература вобрала в себя не только фольклорные <...>
Лекции_по_древнерусской_литературе_(XI_–_XVII_вв.).pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет имени Н.Г. Чернышевского Л.В. Камедина ЛЕКЦИИ ПО ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (XI–XVII вв.) Учебно-методическое пособие Чита 2009
Стр.2
83.3 (2 Рос=Рус) 1 К 18 Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета имени Н.Г. Чернышевского Ответственный за выпуск: А.А. Томских, канд. геогр. наук, первый проректор ЗабГГПУ Рецензенты: Наделяева О.Е., декан фак-та гуманитарного образования ЗабКИПКРО; Сергеева В.А., к.п.н., доцент каф. литературы ЗабГГПУ К 18 Камедина Л.В. Лекции по древнерусской литературе (XI – XVII вв.): учебно-методическое пособие. – Чита, 2009. – 83 с. ISBN 978-5-85158-466-4 Лекции предназначены для студентов филологического факультета. В них раскрываются основные темы курса «История русской литературы XI–XVII вв.», дается словарь основных историко-литературных понятий и терминов литературоведения. Каждая тема сопровождается заданием с вопросами для самостоятельной работы. К лекциям дается электронное приложение «Хрестоматия», которая содержит все тексты древнерусской литературы, упоминаемые в курсе лекций. 83.3 (2 Рос=Рус) 1 ISBN 978-5-85158-466-4 © Камедина Л.В., 2009 © ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
Содержание Возникновение древнерусской литературы..................................................5 Особенности древнерусской литературы......................................................6 Периодизация древнерусской литературы....................................................9 Жанры древнерусской литературы..............................................................11 Древнерусское летописание: «Повесть временных лет» Несторалетописца (XII в.)..........................................................................................17 «Повесть о Борисе и Глебе» Нестора-летописца (XI в.)...........................20 «Житие Феодосия Печерского» Нестора-летописца (XI в.)......................22 Киево-Печерский патерик (XIII в.)..............................................................23 «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона (XI в.).................24 «Поучение» Владимира Мономаха (XI в.)..................................................26 «Хождение в Святую Землю» игумена Даниила (XII в.)...........................29 Слово о полку Игореве (XII в.).....................................................................30 «Моление» Даниила Заточника (XIII в.).....................................................36 Повесть о битве на реке Калке (XIII в.).......................................................38 Повесть о разорении Рязани Батыем (XIII в.).............................................39 Слово о погибели Русской Земли (XIII в.)..................................................40 Житие святого князя Александра Невского (XIII в.).................................40 Эсхатологическая и утопическая литература XIV–XV вв.........................42 «Задонщина» Софония Рязанца (XV в.)......................................................46 «Житие святого Сергия Радонежского» Епифания Премудрого (XIV в.)....................................................................49 Новгородские ереси XV века.......................................................................50 Новгородская литература.............................................................................52 «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма (XVI в.)........................55 «Сказание о князьях Владимирских» Пахомия Логофета (XVI в.)..........56 Сочинения Ивана Грозного (XVI в.)............................................................59 «Домострой» Сильвестра (XVI в.)...............................................................64 «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря» Авраамия Палицына (XVII в.).......................................................................................65 «Житие Юлиании Лазаревской» Дружины Осоргина (XVI в.)................67 Смеховая литература в древнерусской книжности XVII в. ......................68 Бытовые повести второй половины XVII в. ..............................................73 Исторические повести второй половины XVII века..................................76 Житие протопопа Аввакума, им самим написанное (XVII в.)..................77 Библиографический список..........................................................................81 3
Стр.4
Возникновение древнерусской литературы Древнерусская литература возникла в связи с принятием Русью христианства, в Х веке (988 год). Письменность же на Руси появилась задолго до Крещения Руси. Появление письменности связывают с именами греческих ученых монахов из Фессалоников святых Кирилла и Мефодия. Действительно, братья родились в Византийской империи, на территории, где проживало много славян. Надо сказать, что тысячи славян селились не только на всей европейской территории, но и в Малой Азии. Братья долгое время жили на горе Олимп, которая располагалась в Малой Азии.1 На Олимпе были мужские монастыри, а вокруг проживало сотни тысяч славян, так что братья слышали славянскую речь с детства. В 860 году Кирилл и Мефодий совершили свою миссионерскую поездку в Херсонес и Хазарию, крестили славянское население, создали епархию греческой Церкви на этой территории и оставили богослужебные книги на старославянском языке. Составленная Кириллом старославянская азбука должна была послужить христианскому богослужению. В отличие от католической церкви, которая выдвинула в качестве литературного языка латинский, греческая православная церковь допускала свободное развитие национальных языков. Старославянский был близок древнерусскому языку, который постепенно становился языком художественной литературы, а церковнославянский язык, который объединил старославянские элементы с древнерусским языком, стал языком богослужений. И до сих пор церковнославянский язык сохраняется в Русской Православной Церкви в качестве основного для литургического богослужения, составления житий и чтения. Черноризец Храбр сообщает нам, что до прихода Кирилла и Мефодия у славян было свое письмо в виде черт и рез. Еще одно сообщение дошло до нас: когда солунские братья пришли в Херсонес, то нашли там Евангелие и Псалтырь, писанные русскими письменами. Греческие миссионеры требовали для славян установления общей традиции богослужения и чтения книг на старославянском языке. Во время своего главного миссионерского похода в Великую Моравию Мефодий написал для славян главную уставную книгу Номоканон в 50 глав. Эта книга и поныне сохраняется в русской церкви. В 988 году Русь была крещена киевским князем Владимиром, хотя до Крещения в Руси было уже много христиан. Однако сам акт Крещения говорил уже о государственном статусе христианства в Древней Руси. 1 Это на территории современной Турции. Была еще одна гора Олимп, в Италии. 5
Стр.6