В них раскрываются основные темы курса «История русской литературы XI–XVII вв.», дается
словарь основных историко-литературных понятий и терминов литературоведения. <...> Действительно, братья родились в Византийской империи, на территории,
где проживало много славян. <...> Надо сказать, что тысячи славян селились
не только на всей европейской территории, но и в Малой Азии. <...> 1
На Олимпе были мужские монастыри, а вокруг проживало сотни тысяч
славян, так что братья слышали славянскую речь с детства. <...> Черноризец Храбр сообщает нам, что до прихода Кирилла и Мефодия у славян было свое письмо в виде черт и рез. <...> 5
Чтобы сохранить государственную и религиозную преемственность от
второго Рима – Константинополя, русский князь Владимир решил жениться на византийской царевне Анне. <...> Сначала на Русь хлынула переводная
литература из Византии и Болгарии, а затем, очень скоро, уже в XI веке,
Русь стала создавать свое. <...> Особенности древнерусской литературы
Первой отличительной особенностью древнерусской литературы
является ее переводческий характер. <...> Второй особенностью древнерусской литературы является ее рукописный характер. <...> Древнерусский же автор
просто обрабатывал, осмысливал то, что уже создано Богом. <...> Во-вторых, в Древней Руси
не существовало авторского права, поэтому древнерусский писатель считал себя книжником, переписчиком книг или переводчиком, копиистом. <...> Четвертая особенность древнерусской литературы – ее религиозно-учительный характер. <...> Древнерусский писатель считал, что все истины уже прописаны в Божественном Писании, и
человек ничего уже от себя не может прибавить к тому. <...> Следовательно,
древнерусская литература не должна была поражать новизной, наоборот,
она завораживала и притягивала привычностью и ожидаемостью сюжета
и описываемых событий. <...> Так, например, Нестор-летописец, создав свою
знаменитую «Повесть временных лет», дал образец русского летописания. <...> Древнерусская литература вобрала в себя не только фольклорные <...>
Лекции_по_древнерусской_литературе_(XI_–_XVII_вв.).pdf
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический
университет имени Н.Г. Чернышевского
Л.В. Камедина
ЛЕКЦИИ
ПО ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (XI–XVII вв.)
Учебно-методическое пособие
Чита 2009
Стр.2
83.3 (2 Рос=Рус) 1
К 18
Печатается по решению Ученого совета Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета имени Н.Г. Чернышевского
Ответственный за выпуск:
А.А. Томских, канд. геогр. наук, первый проректор ЗабГГПУ
Рецензенты:
Наделяева О.Е., декан фак-та гуманитарного образования ЗабКИПКРО;
Сергеева В.А., к.п.н., доцент каф. литературы ЗабГГПУ
К 18 Камедина Л.В.
Лекции по древнерусской литературе (XI – XVII вв.): учебно-методическое
пособие. – Чита, 2009. – 83 с.
ISBN 978-5-85158-466-4
Лекции предназначены для студентов филологического факультета. В них раскрываются
основные темы курса «История русской литературы XI–XVII вв.», дается
словарь основных историко-литературных понятий и терминов литературоведения.
Каждая тема сопровождается заданием с вопросами для самостоятельной работы. К
лекциям дается электронное приложение «Хрестоматия», которая содержит все тексты
древнерусской литературы, упоминаемые в курсе лекций.
83.3 (2 Рос=Рус) 1
ISBN 978-5-85158-466-4
© Камедина Л.В., 2009
© ЗабГГПУ, 2009
Стр.3
Содержание
Возникновение древнерусской литературы..................................................5
Особенности древнерусской литературы......................................................6
Периодизация древнерусской литературы....................................................9
Жанры древнерусской литературы..............................................................11
Древнерусское летописание: «Повесть временных лет» Несторалетописца
(XII в.)..........................................................................................17
«Повесть о Борисе и Глебе» Нестора-летописца (XI в.)...........................20
«Житие Феодосия Печерского» Нестора-летописца (XI в.)......................22
Киево-Печерский патерик (XIII в.)..............................................................23
«Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона (XI в.).................24
«Поучение» Владимира Мономаха (XI в.)..................................................26
«Хождение в Святую Землю» игумена Даниила (XII в.)...........................29
Слово о полку Игореве (XII в.).....................................................................30
«Моление» Даниила Заточника (XIII в.).....................................................36
Повесть о битве на реке Калке (XIII в.).......................................................38
Повесть о разорении Рязани Батыем (XIII в.).............................................39
Слово о погибели Русской Земли (XIII в.)..................................................40
Житие святого князя Александра Невского (XIII в.).................................40
Эсхатологическая и утопическая литература XIV–XV вв.........................42
«Задонщина» Софония Рязанца (XV в.)......................................................46
«Житие святого Сергия Радонежского»
Епифания Премудрого (XIV в.)....................................................................49
Новгородские ереси XV века.......................................................................50
Новгородская литература.............................................................................52
«Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма (XVI в.)........................55
«Сказание о князьях Владимирских» Пахомия Логофета (XVI в.)..........56
Сочинения Ивана Грозного (XVI в.)............................................................59
«Домострой» Сильвестра (XVI в.)...............................................................64
«Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря» Авраамия
Палицына (XVII в.).......................................................................................65
«Житие Юлиании Лазаревской» Дружины Осоргина (XVI в.)................67
Смеховая литература в древнерусской книжности XVII в. ......................68
Бытовые повести второй половины XVII в. ..............................................73
Исторические повести второй половины XVII века..................................76
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное (XVII в.)..................77
Библиографический список..........................................................................81
3
Стр.4
Возникновение древнерусской литературы
Древнерусская литература возникла в связи с принятием Русью
христианства, в Х веке (988 год). Письменность же на Руси появилась задолго
до Крещения Руси. Появление письменности связывают с именами
греческих ученых монахов из Фессалоников святых Кирилла и Мефодия.
Действительно, братья родились в Византийской империи, на территории,
где проживало много славян. Надо сказать, что тысячи славян селились
не только на всей европейской территории, но и в Малой Азии. Братья
долгое время жили на горе Олимп, которая располагалась в Малой Азии.1
На Олимпе были мужские монастыри, а вокруг проживало сотни тысяч
славян, так что братья слышали славянскую речь с детства. В 860 году
Кирилл и Мефодий совершили свою миссионерскую поездку в Херсонес
и Хазарию, крестили славянское население, создали епархию греческой
Церкви на этой территории и оставили богослужебные книги на
старославянском языке. Составленная Кириллом старославянская азбука
должна была послужить христианскому богослужению. В отличие от католической
церкви, которая выдвинула в качестве литературного языка
латинский, греческая православная церковь допускала свободное развитие
национальных языков. Старославянский был близок древнерусскому
языку, который постепенно становился языком художественной литературы,
а церковнославянский язык, который объединил старославянские
элементы с древнерусским языком, стал языком богослужений. И до сих
пор церковнославянский язык сохраняется в Русской Православной Церкви
в качестве основного для литургического богослужения, составления
житий и чтения.
Черноризец Храбр сообщает нам, что до прихода Кирилла и Мефодия
у славян было свое письмо в виде черт и рез. Еще одно сообщение
дошло до нас: когда солунские братья пришли в Херсонес, то нашли там
Евангелие и Псалтырь, писанные русскими письменами. Греческие миссионеры
требовали для славян установления общей традиции богослужения
и чтения книг на старославянском языке. Во время своего главного
миссионерского похода в Великую Моравию Мефодий написал для славян
главную уставную книгу Номоканон в 50 глав. Эта книга и поныне
сохраняется в русской церкви.
В 988 году Русь была крещена киевским князем Владимиром, хотя
до Крещения в Руси было уже много христиан. Однако сам акт Крещения
говорил уже о государственном статусе христианства в Древней Руси.
1 Это на территории современной Турции. Была еще одна гора Олимп, в
Италии.
5
Стр.6