Юрий Мальцев Русская литература в поисках форм Суд над Синявским и Даниэлем не смог остановить всё нараставший поток подпольной самиздатовской литературы. <...> В последующие годы целое море подпольной литературы наводнило советское общество. <...> Дальнейшее хронологическое изложение становится невозможным и бессмысленным; во-первых, потому что часто невозможно с точностью установить, когда именно то или иное произведение начало циркулировать в самиздате (издание за границей этих книг происходит, как правило, с большим запозданием, а многие остаются вовсе неизданными на Западе), во-вторых, многие писатели боятся подписывать крамольные книги своим собственным именем (часто писатель каждую свою новую книгу подписывает новым псевдонимом), и когда имеешь дело с анонимными произведениями, решающим при их классификации оказывается не их авторство, а их характер, в-третьих, наконец, мы имеем дело с живым, актуальным и, Глава из книги «Русская литература в подполье. <...> 159 ГРАНИ № 98 ЮРИЙ МАЛЬЦЕВ можно сказать, находящимся еще в самом своем начале процессом. <...> Многие из самиздатовских писателей еще молоды или, во всяком случае, еще не раскрылись до конца, и поэтому гораздо важнее проследить общие тенденции, находящие свое выражение в их творчестве, нежели присущую каждому из них в отдельности авторскую специфику. <...> Одним из побуждений, заставляющих писателя уйти в самиздат, является стремление найти новые выразительные средства и новые формы передачи нашего нового, сегодняшнего опыта. <...> Скучная монотонность и невыразительная серость социалистического реализма — художественного метода, обязательного для всего советского искусства — отталкивает писателя, заставляет его искать иных путей. <...> В Советском Союзе нет цензуры в этом общепринятом смысле слова, ибо там писателю указы160 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПОИСКАХ ФОРМ вают не то, чего он не может писать, а то, что он должен писать. <...> и многие-многие другие подвергаются <...>