Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Общая педагогика (200,00 руб.)

0   0
Первый авторСтоляренко А. М.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц480
ID351589
АннотацияПособие содержит науковедческие, методологические и теоретические основы современной педагогики как науки не только об образовании, но и о жизни людей всех возрастов и профессий. Рассматриваются возможности повышения ее практической значимости для граждан и общества, преодоления зауженных концепций и взглядов «школоцентризма» и «дидактоцентризма», увлечения «знаниевой» парадигмой, слабостей воспитания, развития, подготовки людей к жизни, отстраненности от педагогических проблем взрослых и возросших ныне социально-педагогических влияний среды. Раскрываются способы обеспечения постоянной целостности педагогической работы в единстве воспитания, образования, обучения и развития. Общая педагогика раскрывается как компонент образованности любого человека и как фундамент профессионализма педагога, его мышления, системы главных профессионально-научных ценностей, а овладение ею - как обязательное условие профессионально-личностного становления и совершенствования.
Кем рекомендованоУчебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (030000)
Кому рекомендованоДля студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, преподавателей вузов, исследователей педагогических проблем, учителей.
ISBN978-5-238-00972-0
УДК37.01(075.8)
ББК74.00я73
Столяренко, А.М. Общая педагогика : учеб. пособие / А.М. Столяренко .— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 480 с. : ил. — ISBN 5-238-00972-0 .— ISBN 978-5-238-00972-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/351589 (дата обращения: 20.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.М. СТОЛЯРЕНКО ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) Москва  УДК 37.01(075.8) ББК 74.00я73 С81 Рецензенты: заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук, профессор В.П. Давыдов; доктор педагогических наук, профессор А.Д. Лазукин; доктор педагогических наук, профессор А.В. Буданов Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Столяренко, Алексей Михайлович. <...> С81 Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / А.М. Столяренко. <...> ISBN 5-238-00972-0 Агентство CIP РГБ Пособие содержит науковедческие, методологические и теоретические основы современной педагогики как науки не только об образовании, но и о жизни людей всех возрастов и профессий. <...> ББК 74.00я73 ISBN 5-238-00972-0 © А.М. Столяренко, 2006 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2006 Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства ОГЛАВЛЕНИЕ От автора Раздел I. <...> Начала науковедческого и методологического подходов в педагогике 2.2. <...> Феноменология педагогической действительности Педагогические факты, закономерности и механизмы • Индивидуальнопедагогические и групповые, социально-педагогические явления • Воспитание, образование, обучение, развитие •Педагогическая система и педагогический процесс •Виды педагогической деятельности 2.3. <...> Сравнительная педагогика и ее методология Сравнительный подход в педагогике • История и состояние сравнительной педагогики • Частная методология сравнительно-педагогического исследования 3.2. <...> Науковедческие и методологические основы педагогики 46 46 Наука и научный подход • Объект педагогикиПредмет педагогикиПедагогика в системе наук <...>
Общая_педагогика._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 37.01(075.8) ББК 74.00ÿ73 Ñ81 Рецензенты: заслуженный деятель науки, доктор педагогических наук, профессор В.П. Давыдов; доктор педагогических наук, профессор А.Д. Лазукин; доктор педагогических наук, профессор А.В. Буданов Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Столяренко, Алексей Михайлович. С81 Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000) / À.Ì. Столяренко. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 479 ñ. ISBN 5-238-00972-0 Агентство CIP РГБ Пособие содержит науковедческие, методологические и теоретические основы современной педагогики как науки не только об образовании, но и о жизни людей всех возрастов и профессий. Рассматриваются возможности повышения ее практической значимости для граждан и общества, преодоления зауженных концепций и взглядов «школоцентризма» и «дидактоцентризма», увлечения «знаниевой» парадигмой, слабостей воспитания, развития, подготовки людей к жизни, отстраненности от педагогических проблем взрослых и возросших ныне социально-педагогических влияний среды. Раскрываются способы обеспечения постоянной целостности педагогической работы в единстве воспитания, образования, обучения и развития. Общая педагогика раскрывается как компонент образованности любого человека и как фундамент профессионализма педагога, его мышления, системы главных профессионально-научных ценностей, а овладение ею — как обязательное условие профессионально-личностного становления и совершенствования. Для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям, преподавателей вузов, исследователей педагогических проблем, учителей. ББК 74.00ÿ73 ISBN 5-238-00972-0 © À.Ì. Столяренко, 2006 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2006 Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора Раздел I. Педагогика как наука Глава 1. Педагогика: история и современность 1.1. Педагогика и современность 1.2. История зарубежной педагогики Предыстория педагогики • Классики зарубежной педагогики XVI—XX вв. 1.3. Возникновение и развитие педагогики в России • Социалистическая педагогика 1917—1993 гг. • Некоторые уроки истории педагогики Ранние педагогические идеи • Отечественная педагогика XVIII—XIX вв. Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список 2.1. Начала науковедческого и методологического подходов в педагогике 2.2. Феноменология педагогической действительности Педагогические факты, закономерности и механизмы • Индивидуальнопедагогические и групповые, социально-педагогические явления • Воспитание, образование, обучение, развитие •Педагогическая система и педагогический процесс •Виды педагогической деятельности 2.3. Цели, задачи, функции педагогики и методология педагогического исследования Цели, задачи и функции педагогики • Структура научно-педагогического знания • Общие принципы педагогической науки • Методы педагогического исследования Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 3. Современная мировая педагогика 3.1. Сравнительная педагогика и ее методология Сравнительный подход в педагогике • История и состояние сравнительной педагогики • Частная методология сравнительно-педагогического исследования 3.2. Современный мировой педагогический опыт (общая характеристика) 101 Основные черты мирового педагогического опыта • Философско-педагогические течения в зарубежной педагогике 91 92 94 94 75 44 45 Глава 2. Науковедческие и методологические основы педагогики 46 46 Наука и научный подход • Объект педагогики • Предмет педагогики • Педагогика в системе наук 58 7 11 12 12 Педагогика: наука и практика • Человек и педагогика • Общество и педагогика •Педагогическая подготовленность и квалификация современного образованного человека 27 34
Стр.4
4 3.3. Мировые педагогические школы Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Раздел II. Основы педагогической теории Глава 4. Теория личности Оглавление 109 Мировая педагогическая «школа знаний (учебы)» • Мировая педагогическая «школа труда» • Мировая педагогическая «школа жизни» • Сравнительно-педагогическая оценка школ 119 120 121 122 4.1. Личность как объект и предмет педагогической науки 122 Специфика педагогического подхода к личности • Педагогические свойства и уровень сформированности личности 4.2. Процесс педагогической социализации человека Цель формирования • Общие педагогические принципы формирования личности • Личностно-социально-деятельностный подход к формированию личности • Противоречия и трудности формирования личности Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 5. Теория общности 5.1. Общность как объект и предмет педагогики 5.2. Социальная педагогика общества 157 159 160 160 Человеческая общность в системе интересов педагогики • Социальнопедагогическая действительность 167 Общество и его педагогическая сфера • Социально-педагогическая функция управления в обществе • Социальная педагогика в реформаторстве и инновациях • Социально-педагогические проблемы современного общества • Народная педагогика 5.3. Социальная педагогика коллектива Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 6. Теория воспитания 6.1. Сущность воспитания 6.2. Цели, задачи и принципы воспитания 6.3. Организация и методы воспитания 190 Группа, коллектив в педагогике • Педагогические основы работы с коллективом • Управление, менеджмент и коллектив 206 208 209 209 Сущность воспитания и воспитанности • Место воспитания в педагогической системе работы 216 Концептуальные основы воспитания •Содержательные принципы воспитания • Организационные принципы воспитания • Методические принципы воспитания 233 Организация воспитания • Методы воспитания • Способы практического воспитания 128 О биологическом и социальном в социализации • Закономерности педагогической социализации 4.3. Основы педагогической системы формирования личности 141
Стр.5
5 6.4. Виды воспитания Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 7. Теория образования 7.1. Педагогическая сущность образования 7.2. Система образования в стране 246 Нравственное воспитание • Другие виды воспитания • Воспитание в работе с персоналом учреждений и организаций 259 260 261 261 Образованность и образование • Проблемы, цели и содержание образования • Педагогическая сущность образовательного процесса 272 Законодательные приоритеты в образовании • Иерархическая система образования и квалификации образованности • Основные виды образовательных учреждений • Государственные образовательные стандарты и образовательные программы 7.3. Образовательно-педагогический процесс 7.4. Личностно-формирующий потенциал и система образовательного учреждения 7.5. Инновации в образовании Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 8. Теория обучения 8.1. Сущность, закономерности и принципы обучения 8.2. Формы, средства и методы обучения 283 Основное звено и системность процесса • Основные условия эффективности образовательно-педагогического процесса • Формы организации процесса • Методическая система процесса 295 Личностно-формирующий потенциал • Создание личностно-формирующей системы 301 Инновации и их педагогическое качество • Мировой опыт инноваций в образовании 306 307 308 308 Дидактика и сущность обучения • Знания, навыки и умения • Закономерности и принципы обучения 320 Организационные формы обучения • Средства обучения • Методы обучения • Методика, технологии и методические системы 8.3. Общая методика формирования знаний, навыков и умений 332 Формирование знаний • Формирование навыков • Формирование умений 8.4. Профессиональное обучение взрослых в организациях 339 Особенности профессионального обучения работающих • Профессионально-педагогическая подготовка • Организационная подготовка • Подготовка групп • Профессионально-психологическая подготовка • Экстремальная подготовка • Педагогика управления и менеджмента Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 9. Теория развития Развивающее обучение • Развитие мышления 350 351 353 9.1. Сущность и педагогические принципы развития личности 353 Развитость и развитие личности в педагогике • Принципы развития 9.2. Интеллектуальное развитие 362
Стр.6
6 9.3. Жизнедеятельностное развитие 9.4. Специальное (профессиональное) развитие Оглавление 366 Гуманитарное развитие • Демократическое развитие • Экономическое развитие 374 Основы специального развития • Развитие на занятиях физической культурой и спортом •Развитие отдельных профессионально важных качеств •Обеспечение занятий по развитию качеств Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 10. Педагогика жизнедеятельности человека 10.1. Человек как субъект-объект жизнедеятельности 10.2. Педагогика профессиональной карьеры человека и самосовершенствования в ней 389 389 391 391 Самоосуществление человека в современной жизни • Человек как субъектобъект самосовершенствования и педагогического взаимодействия • Помощь в самоопределении человека как субъекта самосовершенствования 399 Профессиональная карьера и самосовершенствование • Профессионально-личностное самосовершенствование студентов • Профессиональное самосовершенствование взрослых 10.3. Педагогическое обеспечение жизнедеятельности взрослых 405 Педагогика в самообеспечении человеком своей жизнедеятельности • Педагогическая поддержка населения 10.4. Педагогическое обеспечение безопасности жизнедеятельности • Совершенствование педагогической поддержки взрослых Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список Глава 11. Педагогическая деятельность и ее субъект 11.2. Педагогический портрет и культура субъектов 411 Помощь в экстремальных ситуациях и в постэкстремальный период • Правовое воспитание и виктимологическая подготовка • Педагогика здоровья 421 422 424 11.1. Субъект и профессиограмма педагогической деятельности 424 Субъект педагогической деятельности • Основные особенности и требования педагогической деятельности 428 педагогической деятельности Педагогический портрет педагога • Педагогическая культура педагога • Культура коллективного субъекта педагогической деятельности • Профессионально-педагогическая компетентность 11.3. Педагогические действия и техника их выполнения 442 Общая характеристика • Педагогические действия • Техника использования речевых и неречевых средств 11.4. Педагогическое образование Вопросы и задания для самостоятельной работы Библиографический список 465 Значение и проблемы педагогического образования • Повышение квалификации • Совершенствование подготовки педагогических кадров 476 477
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ