ШКОЛЬНАЯ
БИБЛИОТЕКА
сегодня
и
завтра
5
2016
Многие из вас знают, каким тревожным был ап
рель для московских библиотек: смена директоров, по
пытка выселения востребованной горожанами библиоте
ки из своего здания… Все эти процессы – важный повод
еще раз задуматься о профессии, повод для «поисков аргу
ментов, социальной роли, которые позволили бы библио
теке не оказаться на “обочине истории”» (В.Р. Фирсов).
Как отмечают специалисты, мы очень поразно
му понимаем миссию библиотеки – и от этого возника
ет проблема с системой доказательств. Причем самая
большая борозда пролегает между тем, что мы думаем,
точнее, продолжаем думать о себе, и тем, что думает о
нас, библиотеке, внешний мир.
Усложняются представления населения о «долж
ном» в деятельности библиотеки, об уровне ее комфорт
ности, сопряженности с новыми технологиями. Соответ
ственно, подобно стеклышкам калейдоскопа, образ библи
отеки в разных ситуациях непостоянен, и эти изменения
как раз и призваны определять пути развития библиотеки.
Несколько цитат.
Анастасия Гачева (из материала в «Литератур
ной газете», на страницах которой идет дискуссия о
библиотеках):
«Для библиотеки перегруженность востребован
ными, но не библиотечными сервисами обернется раз
мыванием ее просветительной и культуротворческой
функции. Не говоря уже о том, что неизбежно нарушится
целостность универсума библиотеки, где каждый сег
мент, будь то пространство абонемента или читального
зала, выставки или лектория, вовлечен в смысловое един
ство, центрированное на книге, чтении, просвещении.
Московские библиотеки пережили… навязыва
ние единого брендинга, разработчики которого совер
шенно не держали в уме, что культура – это не единооб
разие, а «цветущая сложность», что библиотечная сеть –
не сеть банков с одним и тем же набором услуг и что
каждая конкретная библиотека и ценна именно своей
уникальностью, неповторимым творческим стилем,
собственным дизайном, своими программами».
Руководитель Московского международно
го салона образования, который прошел 13–16 апре
ля 2016 года на ВВЦ в Москве, сказал:
«Реальность такова, что важно не просто получать
профессию, а иметь навыки и компетенции, которые
становятся все важнее. Есть абсолютно человеческие ве
щи, которые подлежат развитию: концентрация внима
ния и эмоциональный капитал, умение общаться, умение
командно работать. Этому надо учиться, от этого зависит
адаптация в будущие профессии. Подобные вещи оста
нутся, потому что им никогда не научатся роботы».
Дорогие читатели!
Этот номер журнала посвящен
Общероссийскому Дню библиотек, но не только!
Открывает номер обзор – как и когда отмечают
этот праздник в разных странах мира! И это толь
ко начало рассказа. Продолжение следует…
Поздравляем вас, дорогие библиотекари! Пусть
этот день станет еще одним ярким событием в на
шей профессиональной жизни! Побольше всем
нам историй и опыта успеха!
Вторая большая тема этого номера –
детская литература и детское чтение. В свя
зи с решением о выделении субсидий 24 ре
гионам, в том числе на комплектование
библиотек книгами и электронными ресур
сами, остро встает вопрос о навигаторах в
детской литературе, о формировании спис
ков, подходах, круге чтения и др.
Поэтому сегодня в нашем номере большой
блок материалов, посвященных детской и подро
стковой литературе: рецензииоткрытки на кни
ги, написанные педагогами и библиотекарями, и
эссе, написанные детьми – участниками конкурса
«Книжный эксперт XXI века».
Цитаты по теме.
В краевой газете «Наш Красноярский
край» в материале от 23 марта 2016 года читаем:
«Хорошие детские книги стоят того, чтобы
их искать. Основная функция литературы – не
познание. Это, в первую очередь, – воспитание ду
ши. Мы учим читать не только ради хороших бал
лов по ЕГЭ. А для того, чтобы все прочитанное
когдато дало свои плоды. Чтобы рядом с ребен
ком ни мы, ни окружающие его люди не испыты
вали дефицита чуткости, понимания, терпимости,
уважения и доброты. Детская литература – это
всегда в какойто мере проекция будущего. С ее
помощью мы формируем – по крайней мере пы
таемся – окружающий мир через 10–20 лет. И то,
каким он будет, зависит в том числе от книги, ко
торую ребенок сейчас держит в руках».
11 апреля 2016 года прошел XI съезд Рос
сийского книжного союза. Писатель Даниил Гра
нин прислал собравшимся небольшое видео
обращение, в котором отметил: «Книга помога
ет человеку жить. Избавляет его от одиночества.
Помогает примерами другой жизни: более благо
родной, честной, необходимой обществу. Потому
что ни телевидение, ни Интернет не занимаются
духовной жизнью нынешнего человека. Они цели
ком поглощены рейтингами, выгодными для них
передачами. Только литература в виде поэзии и
прозы остается территорией человечности, высо
ких и необходимых нам чувств добра и любви».
Приятного и полезного чтения!
Стр.2
5
СПЕЦПРОЕКТ
День библиотек
А КАК У НИХ.
ЗАРУБЕЖНЫЙ
ОПЫТ
2016
4
Е.С. Копыток
«Объявляю своим
делом библиотеку!»,
или Как библиотекари
разных стран
отмечают День
библиотек
Мысли вслух
школьного
библиотекаря.
Интервью 10
17
Состояние библиотек Америки
2015. Отчет американской
библиотечной ассоциации
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Школьная библиотека: сегодня
и завтра
№ 5 (35) 2016
Периодичность – ежемесячно
Учредитель: ООО «Библиомир»
Издатель: ООО «Библиомир»
Рег. свид. ПИ № ФС 7752116
от 11.12. 2012 г.
2
Главный редактор Т.Ю. Дрыжова
Редакционная коллегия
В.Б. Антипова
В.Я. Аскарова
О.А. Дубинина
С.А. Езова
О.А. Жеравина
М.В. Ивашина
Н.Ф. Илларионова
Е.Н. Ястребцева
Почтовый адрес:
141865 Московская область,
Дмитровский район,
п. Некрасовский,
ул. Ушакова, д. 26, к. 26.
Телефон 8(495)5925365
email: bibliomir@bk.ru
Сайт: www.bibliomir.com
Блог: http://bibliomir7.blogspot.ru/
АКТУАЛЬНЫЕ
ДОКУМЕНТЫ
13
Е.А. Колосова,
В.П. Чудинова
Концепция
информационной
безопасности детей:
подходы к оценке
информационной
продукции для детей
Стр.3