Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Историко-педагогические чтения

Историко-педагогические чтения №1 2016 (50,00 руб.)

0   0
Страниц700
ID350231
АннотацияЕжегодник
Историко-педагогические чтения .— Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет .— 2016 .— №1 .— 700 с. — URL: https://rucont.ru/efd/350231 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Исторический факультет Российская академия наук Уральское отделение Институт истории и археологии Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития Ежегодник. <...> XX всероссийские историко-педагогические чтения Часть I Екатеринбург 2016 УДК 372.893+371.64/(082) ББК 4426.63-286.2С56 Редакционная коллегия Г.Е. Корнилов доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ (главный редактор) З.И. Гузненко кандидат исторических наук, профессор В.Н. Земцов доктор исторических наук, профессор И.М. Клименко кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Кругликова кандидат исторических наук, доцент (отв. за выпуск) Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. <...> / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т истории и археологии УрО РАН. <...> В сборник включены материалы, представленные на XX всероссийские историкопедагогические чтения, состоявшиеся на историческом факультете УрГПУ 23-26 марта 2016 г. В ежегоднике представлены публикации, в которых рассматриваются актуальные теоретико-методологические, конкретно-исторические и методические аспекты исторического образования. <...> Обозначены актуальные проблемы отечественной истории в контексте современного отечественного образования, вопросы взаимоотношения человека и общества в странах Запада и Востока. <...> РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРТИЙНАЯ НОМЕНКЛАТУРА: ОТ СТАБИЛЬНОСТИ К СТАГНАЦИИ (1965 – 1980 ГГ.) <...> ЖИЗНЕННЫЙ МИР УРАЛЬСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ XIX ВЕКА …………………………………. <...> СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАКРЫТЫХ ГОРОДАХ УРАЛА. <...> CЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИЗУЧЕНИЯ. <...> 09(470.5) ББК 4403(235.55)61 ГСНТИ 14.35.19 Код ВАК 13.00.08 В.В. Кондрашин <...>
Историко-педагогические_чтения_№1_2016.pdf
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Исторический факультет Российская академия наук Уральское отделение Институт истории и археологии Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития Ежегодник. XX всероссийские историко-педагогические чтения Часть I Екатеринбург 2016
Стр.1
УДК 372.893+371.64/(082) ББК 4426.63-286.2С56 Редакционная коллегия Г.Е. Корнилов доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ (главный редактор) З.И. Гузненко кандидат исторических наук, профессор В.Н. Земцов доктор исторических наук, профессор И.М. Клименко кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Кругликова кандидат исторических наук, доцент (отв. за выпуск) Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Ежегодник. XX всероссийские историкопедагогические чтения: сб. науч. ст. / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2016. Часть I – 234с.: табл., схемы. В сборник включены материалы, представленные на XX всероссийские историкопедагогические чтения, состоявшиеся на историческом факультете УрГПУ 23-26 марта 2016 г. В ежегоднике представлены публикации, в которых рассматриваются актуальные теоретико-методологические, конкретно-исторические и методические аспекты исторического образования. Обозначены актуальные проблемы отечественной истории в контексте современного отечественного образования, вопросы взаимоотношения человека и общества в странах Запада и Востока. Актуализированы теоретикометодологические и методические проблемы воспитания и обучения истории в школе и вузе. Издание рассчитано на научных работников, преподавателей вузов и учителей школ, аспирантов и студентов, интересующихся проблемами истории, теории и методики обучения истории. Education and training history at school and University: historical experience, modern state and prospects of development. Yearbook. XX all-Russian historical and pedagogical readings: collection of scientific papers. article / FGBOU VPO "Ural. state PED. University", Institute of history and archaeology, Ural branch of RAS. Yekaterinburg, 2016. Part I –234p.: tabl., scheme. The collection includes the papers presented at the XX all-Russian historical and pedagogical readings held at the historical faculty of the Ural state pedagogical University, 2326 March 2016 Yearbook publications, which address current theoretical and methodological, historical and methodological aspects of historical education. The topical problems of national history in the context of modern domestic education, questions the relationship between man and society in the West and the East. Updated theoretical-methodological and methodical problems of teaching and learning history in school and University. The publication is intended for researchers, University professors and school teachers, postgraduates and students interested in problems of history, theory and methods of teaching history. ISВN 978-5-7186-0652-2 © ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2016 2
Стр.2
Содержание Пленарное заседание Кондрашин В.В. (Москва) ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИСТОРИИ РОССИИ ХХ ВЕКА И ИХ ВОЗМОЖНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ....... 5 Гузненко З.И. (Екатеринбург) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО НОРМИРОВАНИЮ И ОПЛАТЕ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ……………………………………………….… 17 Днепрова Т.П. (Екатеринбург) ЗНАЧИМОСТЬ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ……………… 34 Дудина М.Н. (Екатеринбург) НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕХОДА ОТ ТРАДИЦИОННОЙ МЕТОДИКИ К ИННОВАЦИОННОЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ………………………………. 39 Зубков К.И. (Екатеринбург) МНОГОЭТНИЧНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В СТАДИАЛЬНОЭВОЛЮЦИОННОМ ИЗМЕРЕНИИ…………………………………...…. 48 Побережников И.В. (Екатеринбург) ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ………....... 59 Потрашков С.В. (Харьков, Украина) ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 Г. В ОСВЕЩЕНИИ ЭНЦИКЛОПЕДИИ ИСТОРИИ УКРАИНЫ…………………................... 68 Вовси Эман М. (Флорида, США) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ SKYPE В МЕЖВУЗОВСКОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ: ПЕРВЫЕ ЭКСПЕРЕМЕНТЫ………..…… 77 Актуальные проблемы отечественной истории в контексте современного отечественного образования Алексеева Л.В. (Нижневартовск) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЕТЕРИНАРНАЯ СЛУЖБА В СССР 1940 - Х – 1980 – Х ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАУРАЛЬЯ): ИСТОРИОГРАФИЯ ТЕМЫ …………………………………………............................................ 83 Баранов Е.Ю. (Екатеринбург) ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В РОССИИ В XX В.: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ …………………………......... 90 Бахтияров Р.С. (Оренбург) КОНЬ ДЛЯ АРМИИ: ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ВОЕННЫХ ЦЕЛЯХ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА ………................................ 99 Бердникова С.А. (Екатеринбург) ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА 1930-Х ГГ. В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ …………………................ 3 106
Стр.3
Богданова А.А. (Стерлитамак) О НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ …………......................... 114 Воробьев С.В. (Екатеринбург) РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРТИЙНАЯ НОМЕНКЛАТУРА: ОТ СТАБИЛЬНОСТИ К СТАГНАЦИИ (1965 – 1980 ГГ.) (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)...................................................................... 120 Грибан И.В. (Екатеринбург) КАНУН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НА СТРАНИЦАХ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКОГО УЧЕБНИКА ИСТОРИИ: «ПРИМИРЕНИЯ ПРОШЛОГО»…………………………………….......... 130 Дашкевич Л.А. (Екатеринбург) ЖИЗНЕННЫЙ МИР УРАЛЬСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ XIX ВЕКА …………………………………........... 138 Демина Ю.В. (Екатеринбург) ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ГОЛОДА 1932-1933 ГГ.: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ……………………………………………......... 148 Запарий В.В. (Екатеринбург) ОБ ОПЫТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ В УРАЛЬСКИХ ВУЗАХ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА ……………………….................................. 153 Зубков К.И. (Екатеринбург) ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ОСВОЕНИЯ СОВЕТСКОЙ АРКТИКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА: ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ......................................................................................................... 161 Кондрашева М.И., Пряхин В.М. (Екатеринбург) ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ: ОТ ПОКОЛЕНИЯ К ПОКОЛЕНИЮ............ 171 Корнилов Г.Е. (Екатеринбург) КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИСТОРИИ ГОЛОДОВОК НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА В КОНЦЕ XIX – СЕРЕДИНЕ XX В: НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ……………………………………............ 177 Кругликова Г.А. (Екатеринбург) ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ В 1920-Е ГГ.: ОПЫТ И УРОКИ ………………………................................. 185 Кузнецов В.Н. (Екатеринбург) СИСТЕМА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАКРЫТЫХ ГОРОДАХ УРАЛА.…………………………………………………............................... 193 Кузнецова Ю.В. (Оренбург) CЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИЗУЧЕНИЯ............ 202 Курлаев Е.А. (Екатеринбург) К ВОПРОСУ О ДОБЫЧЕ СЕРЕБРА НА УРАЛЕ…………..………....... 211 Лаптева Ю.В. (Екатеринбург) ОСВЕЩЕНИЕ ПРОБЛЕМ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕССЕ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ. …… 217 Сведения об авторах 226 4
Стр.4
Историко-педагогические_чтения_№1_2016_(1).pdf
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Исторический факультет Российская академия наук Уральское отделение Институт истории и археологии Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития Ежегодник. XX всероссийские историко-педагогические чтения Часть II Екатеринбург 2016
Стр.1
УДК 372.893+371.64/(082) ББК 4426.63-286.2С56 Редакционная коллегия Г.Е. Корнилов доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ (главный редактор) З.И. Гузненко кандидат исторических наук, профессор В.Н. Земцов доктор исторических наук, профессор И.М. Клименко кандидат педагогических наук, профессор Г.А. Кругликова кандидат исторических наук, доцент (отв. за выпуск) Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Ежегодник. XX всероссийские историко-педагогические чтения: сб. науч. ст. / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2016. Часть II – 256с: табл., схемы. В сборник включены материалы, представленные на XX всероссийские историкопедагогические чтения, состоявшиеся на историческом факультете УрГПУ 23-26 марта 2016 г. В ежегоднике представлены публикации, в которых рассматриваются актуальные теоретико-методологические, конкретно-исторические и методические аспекты воспитания и обучения. Обозначены актуальные проблемы отечественной истории в контексте современного отечественного образования, вопросы взаимоотношения человека и общества в странах Запада и Востока. Актуализированы теоретико-методологические и методические проблемы воспитания и обучения истории в школе и вузе. Издание рассчитано на научных работников, преподавателей вузов и учителей школ, аспирантов и студентов, интересующихся проблемами истории, теории и методики обучения истории. Education and training history at school and University: historical experience, modern state and prospects of development. Yearbook. XX all-Russian historical and pedagogical readings: collection of scientific papers. article / FGBOU VPO "Ural. state PED. University", Institute of history and archaeology, Ural branch of RAS. Yekaterinburg, 2016. Part II – 256p., tabl., s The collection includes the papers presented at the XX all-Russian historical and pedagogical readings held at the historical faculty of the Ural state pedagogical University, 23-26 March 2016 Yearbook publications, which address current theoretical and methodological, historical and methodological aspects of historical education. The topical problems of national history in the context of modern domestic education, questions the relationship between man and society in the West and the East. Updated theoretical-methodological and methodical problems of teaching and learning history in school and University. The publication is intended for researchers, University professors and school teachers, postgraduates and students interested in problems of history, theory and methods of teaching history. ISBN 978-5-7186-0652-2 © ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2016 2
Стр.2
Содержание Актуальные проблемы отечественной истории в контексте современного отечественного образования Михалев Н.А., Пьянков С.А. (Екатеринбург) ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЖЕНЦЕВ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ОЦЕНКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ……………………………………….. Мельников Н.Н. (Екатеринбург) ПРОБЛЕМА ВЫПУСКА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРАЛЕ В УСЛОВИЯХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ……….. 6 15 Мельникова Н.В. (Екатеринбург) ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОДЫ СОВЕТСКОГО АТОМНОГО ПРОЕКТА. 29 Микитюк В.П. (Екатеринбург) ОБЩЕСТВЕННОСТЬ ЕКАТЕРИНБУРГА И СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕСТВА ПОПЕЧЕНИЯ О НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ) …………………………………………... 37 Неклюдов Е.Г. (Екатеринбург) ИНОСТРАННЫЕ ПРЕДПРИМАТЕЛИ В СОСТАВЕ УРАЛЬСКИХ ГОРНОЗАВОДЧИКОВ ……………………………………………………… 46 Нефедов С.А. (Екатеринбург) О ПРИЧИНАХ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ …………………………….…... 53 Островкин Д.Л. (Екатеринбург) МЕДИЦИНСКОЕ И САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В НАЧАЛЕ 1930 – Х ГГ.……………………………………………………….. 57 Прищепа А.И. (Сургут) ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ РОЛИ ЛЕНД-ЛИЗА В ПОБЕДЕ СССР.……………………………………………………………………….…. 65 Пухов Д.Ю. (Екатеринбург) ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УРАЛЬСКОЙ ПРЕССЕ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ В. (ПО МАТЕРИАЛАМ ВЯТСКОЙ И ПЕРМСКОЙ ГУБЕРНИЙ).………………………………………………………………. 68 Рукосуев Е.Ю. (Екатеринбург) ПОДГОТОВКА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РОССИИ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА.……………………………………….….. 76 Савичева Ю.О. (Екатеринбург) «РАБОТАЮЩАЯ МАТЬ»: ТРУДНОСТИ МАТЕРИНСТВА В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА)……………….………………………………………….……………....... 80 Соколова Е. С. (Екатеринбург) НАУКА «ПРИКАЗНЫХ ДЕЛ»: О ПРАКТИЦИЗМЕ РОССИЙСКОЙ ЗАКОНАДАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ XVIII СТОЛЕТИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ………............................ 88 3
Стр.3
Союрова А.В. (Екатеринбург) СУРГУТСКОЕ ГОРОДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ВООПИИК В 1960- 1960-е – 1990-е ГГ.: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………...... Сперанский А.В. (Екатеринбург) РОССИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ИСТОРИИ………………………………………………….... Трифонов А.Н. (Екатеринбург) ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ КАЧКАНАРСКОГО ГОРНО ОБОГАТИТЕЛЬНОГО КОМБИНАТА (1963 – 1972): МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАБОТНИКОВ…………………………………................. 102 109 115 Трофимов А.В. (Екатеринбург) СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ОСМЫСЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА……………………… 121 Тюшняков С.М. (Екатеринбург) ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ И РАБОТНИКОВ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В Г. МОЛОТОВ (ЛЕТО – ОСЕНЬ 1941 Г.)………………………………………................... 129 Филатов В.В. (Екатеринбург) СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗАХ УРАЛА В 1930-Е ГОДЫ (НА ПРИМЕРЕ МАГНИТОГОРСКОГО ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА)……………………............ 135 Филатов С.В. (Ростов-на-Дону) «ФОЛЬК-ХИСТОРИ» КАК УГРОЗА ДЛЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ…………………………………………….… 144 Черезова О.Г. (Екатеринбург) ДОСТУПНОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР МИГРАЦИОННОЙ ПОДВИЖНОСТИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ – ПЕРВОМ ДЕСЯТИЛЕТИИ ХХI В……………………………………........ 149 Черноухов Э. А. (Екатеринбург) ПЕРВЫЕ ЮБИЛЕЙНЫЕ ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ГИМНАЗИЙ ЕКАТЕРИНБУРГА.……………………………………………..….…………...... Чернышева И.И. (Лесной) CТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ (1919 – 1923 ГГ.).…………………............. 155 159 Шумкина Т.Г. (Екатеринбург) ВОПРОС О ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА УРАЛЕ В ТРУДАХ НАУЧНО – КРАЕВЕДЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX ВВ.)…………………………………………………......................................... 169 4
Стр.4
Историко-педагогические_чтения_№1_2016_(2).pdf
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Исторический факультет Российская академия наук Уральское отделение Институт истории и археологии Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития Ежегодник. XX всероссийские историко-педагогические чтения Часть III Екатеринбург 2016
Стр.1
УДК 372.893+371.64/(082) ББК 4426.63-286.2С56 Редакционная коллегия Г.Е. Корнилов доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ (главный редактор) З.И. Гузненко кандидат исторических наук, профессор В.Н. Земцов доктор исторических наук, профессор И.М. Клименко кандидат педагогических наук, доцент Г.А. Кругликова кандидат исторических наук, доцент (отв. за выпуск) Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития. Ежегодник. XX всероссийские историкопедагогические чтения: сб. науч. ст. / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т истории и археологии УрО РАН. Екатеринбург, 2016. Часть III – 213 с.: табл., схемы. В сборник включены материалы, представленные на XX всероссийские историкопедагогические чтения, состоявшиеся на историческом факультете УрГПУ 23-26 марта 2016 г. В ежегоднике представлены публикации, в которых рассматриваются актуальные теоретико-методологические, конкретно-исторические и методические аспекты исторического образования. Обозначены актуальные проблемы отечественной истории в контексте современного отечественного образования, вопросы взаимоотношения человека и общества в странах Запада и Востока. Актуализированы теоретико-методологические и методические проблемы воспитания и обучения истории в школе и вузе. Издание рассчитано на научных работников, преподавателей вузов и учителей школ, аспирантов и студентов, интересующихся проблемами истории, теории и методики обучения истории. Education and training history at school and University: historical experience, modern state and prospects of development. Yearbook. XX all-Russian historical and pedagogical readings: collection of scientific papers. article / FGBOU VPO "Ural. state PED. University", Institute of history and archaeology, Ural branch of RAS. Yekaterinburg, 2016. Part III –213p.: tabl., scheme. The collection includes the papers presented at the XX all-Russian historical and pedagogical readings held at the historical faculty of the Ural state pedagogical University, 23-26 March 2016 Yearbook publications, which address current theoretical and methodological, historical and methodological aspects of historical education. The topical problems of national history in the context of modern domestic education, questions the relationship between man and society in the West and the East. Updated theoretical-methodological and methodical problems of teaching and learning history in school and University. The publication is intended for researchers, University professors and school teachers, postgraduates and students interested in problems of history, theory and methods of teaching history. ISВN 978-5-7186-0652-2 © ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2016 2
Стр.2
Содержание Теоретико-методологические и методические проблемы воспитания и обучения истории в школе и вузе Антонова А. В. (Екатеринбург) ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДEСКРИПТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ В ПРОЧЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ………………………… Бахтина И. Л. (Екатеринбург) ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ УРАЛА В 1920-Е ГОДЫ………………………………………..……………............. Грибан О.Н. (Екатеринбург) ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ВИДЫ, ЭТАПЫ И СТРУКТУРА …………………............... Дорохова Т.С. (Екатеринбург) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЕ……………………………………………………………………. Егорова М.В. (Челябинск) НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX В. (НА ПРИМЕРЕ УРАЛА)…………………….......... 6 15 23 32 41 Егорова О.А., Петухова В.Ю., Сухарева Г.В. (Уфа) ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ В РАМКАХ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ…………………...….…….......................... 50 Земцов В.Н. (Екатеринбург) МОЯ ALMA MATER. ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В КОНЦЕ 1970 – НАЧАЛЕ 1980-Х ГГ………………………………………….………………................. 58 Кальсина А.А. (Пермь) РЕФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В 1920 – Х ГГ. И ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ НА УРАЛЕ………………....................... Кузьмина О.А. (Сухой Лог) РОЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ ШКОЛЬНИКА……………………………............ Лукашевич А.М. (Минск, Белоруссия) ОБ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДАХ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ВУЗАХ: ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИКО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ…………………….….. Любецкий А.Е. (Магнитогорск) ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОИСКОВОГО ДВИЖЕНИЯ Г. МАГНИТОГОРСКА С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ………………............................................................... 3 67 74 77 84
Стр.3
Лыжина О.А. (Екатеринбург) ХАРАКТЕРИСТИКА ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ БАКАЛАВРОВ-ИСТОРИКОВ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ) ПРАКТИКЕ............... Мельникова А.М. (Красноуфимск) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС………………………………………. Москаленко М.Р., Повесма Л.Н. (Екатеринбург) ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ………………………………………………………………….… 89 106 110 Мосунова Т.Г., Юрченко Л.Е. (Екатеринбург) ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УЧЕБНОМ КУРСЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ…………................ 116 Мусихина Е.И. (Екатеринбург) ВОЛОНТЕРСТВО СЕГОДНЯ КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ……………………..……..... 123 Новиков И.А. (Челябинск) ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА ПРИМЕРЕ БОЕВЫХ ПОДВИГОВ ЮЖНОУРАЛЬЦЕВ.............................. 133 Останина Н.В. (Екатеринбург) О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО УМК ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В УЧЕБНИКАХ ИЗДАТЕЛЬСТВ «ДРОФА», «ПРОСВЕЩЕНИЕ», «РУССКОЕ СЛОВО»……………………............................................................................. 143 Павленко П.В. (Югорск) РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ………………… 152 Пестерев Е.В. (Екатеринбург) ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ…………….................................................................................. 159 Постников П.Г. (Нижний Тагил) О РОЛИ ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА В РАЗВИТИИ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТАМ………………………………... …………….…………… 163 Святченко И.В. (Нижневартовск) ВНЕДРЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ШКОЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ СЛЕДУЮЩИМ ПОКОЛЕНИЯМ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)………… 173 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.