УДК 65
ББК 65.29
С30
А. К. Семенов — доктор экономических наук, профессор, заслуженный
деятель науки РФ, почетный работник высшего профессио
нального образования;
Авторы:
Е. Л. Маслова — кандидат экономических наук, профессор.
Рецензенты:
И. Ю. Беляева — доктор экономических наук, профессор;
И. В. Крупина — доктор педагогических наук, профессор.
Семенов А. К.
С30
Этика менеджмента: Учебное пособие для бакалав
ров / А. К. Семенов, Е. Л. Маслова. — 9е изд., стер. — М.:
Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2022. —
270 с.
ISBN 9785394047879
В учебном пособии рассматриваются теоретические и методоло
гические основы этики менеджмента. Освещаются вопросы делового
общения и корпоративного поведения, личностных взаимоотношений.
В пособии освещаются проблемы, связанные с проведением собра
ний, совещаний, презентаций, деловых переговоров, оформлением
офиса, национальными особенностями этики.
Для студентов учебных заведений высшего и среднего про
фессионального образования, преподавателей, практических ра
ботников, а также всех тех, кто интересуется современными про
блемами управления.
Подписано в печать 10.09.2021. Формат 60×90 1/16.
Бумага офсетная № 1. Печ. л. 17,0. Тираж 100 экз.
Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°»
129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732
Тел.: 8 (495) 6681230, 8 (499) 1820158
Email: sales@dashkov.ru — отдел продаж;
office@dashkov.ru — офис; http://www.dashkov.ru
ISBN 9785394047879
2
© Семенов А. К., Маслова Е. Л., 2006
© Оформление.
ООО «ИТК «Дашков и К°», 2017
Стр.2
—Ó‰ÂʇÌËÂ
1. Методологические основы этики менеджмента ............................................ 5
2. Факторы формирования этики менеджмента в России ........................... 14
3. Этика менеджмента: понятие и сущность ...................................................... 23
4. Заповеди делового человека......................................................................................... 28
5. Правила этики в деятельности менеджера ..................................................... 44
6. Требования к внешнему облику менеджера .................................................. 50
Внешний облик делового мужчины..................................................................... 53
Внешний облик деловой женщины....................................................................... 55
7. Этика делового общения: приветствие, представление
и обращение ................................................................................................................................ 60
Приветствие ............................................................................................................................... 60
Представление ......................................................................................................................... 63
Обращение ................................................................................................................................... 64
8. Визитные карточки............................................................................................................... 69
9. Телефонный этикет в работе менеджера ........................................................ 76
Если звоните Вы ................................................................................................................... 78
Если звонят Вам..................................................................................................................... 81
10. Речевой этикет в деловом общении менеджера ...................................... 85
11. Правила подготовки и проведения деловой беседы ............................ 94
Как правильно вести беседу ...................................................................................... 96
Чего не следует делать во время беседы .................................................... 97
Способы прекращения разговора ........................................................................... 99
12. Приемы воздействия на деловых партнеров и подчиненных......102
Прием “Имя собственное” ...........................................................................................103
Прием “Зеркало отношения” ..................................................................................104
Прием “Золотые слова” ................................................................................................105
Прием “Терпеливый слушатель” .........................................................................107
Прием “Личная жизнь” .................................................................................................107
13. Этика отношений в системе “руководитель — подчиненный” .......108
Похвала.........................................................................................................................................113
Правила конструктивной критики......................................................................117
Принципы восприятия критики ............................................................................124
3
Стр.3
14. Деловые и межличностные отношения на работе.............................129
Этические аспекты взаимоотношений мужчин
и женщин на работе ..........................................................................................................132
Дружба между сотрудниками на работе ......................................................135
Служебный роман...............................................................................................................138
15. Правила делового этикета для подчиненных .........................................141
Когда и как заканчивать рабочий день ..........................................................142
Каким оставлять рабочее место ...........................................................................144
16. Собрания и совещания в работе менеджера ...........................................147
17. Правила подготовки и проведения переговоров ...................................153
18. Презентация фирмы, проекта, отчета .........................................................164
19. Деловые приемы как продолжение служебной
деятельности ............................................................................................................................178
Правила поведения на деловых приемах.....................................................179
Правила подготовки деловых приемов ...........................................................186
Рассадка за столом ............................................................................................................191
Застольные манеры ..........................................................................................................193
20. Подарки в деловом общении ....................................................................................198
Подарки иностранным деловым партнерам ...............................................203
Подарки соотечественникам .....................................................................................206
21. Этика оформления офиса ..........................................................................................207
Стандарты освещения.....................................................................................................209
Стиль интерьера ..................................................................................................................212
Помехи и раздражители ..............................................................................................215
Растения в офисе ................................................................................................................218
Что повесить на стены ..................................................................................................220
Офис будущего ......................................................................................................................221
Офис как источник болезней ...................................................................................224
22. Смена работы и этикет, правила увольнения .......................................229
Если вас увольняют ..........................................................................................................232
Как сохранить секреты фирмы .............................................................................234
23. Адаптация на новом месте работы...................................................................238
Адаптация менеджера....................................................................................................239
Чего нельзя делать в период адаптации ......................................................241
24. Национальные особенности этики менеджмента ................................244
Особенности этики менеджмента в России .................................................246
Особенности этики менеджмента иностранных партнеров .........249
25. Корпоративные кодексы поведения ................................................................263
Литература .......................................................................................................................................269
4
Стр.4