ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 1 / 2014 серия ЯЗЫК. <...> ЛИЧНОСТЬ: ЛИНГВИСТИКА КРЕАТИВА Екатеринбург 2014 УДК 81(082) ББК Ш1 У68 Редакционная коллегия: Серия «Язык. <...> Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». <...> Характеризуются традиционные и новые сферы, жанровые формы и функции языковой игры: особенности кодов языковой игры в фольклоре, разговорной и художественной речи, медиадискурсе, языковая игра в «криминальном» дискурсе, связь креативных практик языковой личности и развитие значений актуальных слова. <...> Ответственный за выпуск: Т.А. Гридина ISSN 2306-7462 © ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2014 © Уральский филологический вестник, 2014 2 СОДЕРЖАНИЕ Норман Б.Ю. <...> Имятворчество в поэзии для детей: аспекты порождения и восприятия ономастической игремы ……………………………… 15 Мухин М.Ю. <...> Детские словообразовательные окказионализмы: что важнее для ребенка – лексическое значение или словообразовательное значение? <...> Построение побудительных коммуникем как отражение механизмов речевого творчества на грани нормы и аномалии ……… 73 Никитина Л.Б. <...> Семантическое развитие актуальных слов как результат лингвистической креативности …………………………. <...> Рефлексия над словообразовательными потенциями слова в современной беллетристике ……………………………… 158 Щербакова Н.Н. <...> Игровой мир в современном оперном либретто ……… 184 Лекант П.А. <...> © Норман Б.Ю., 2014 14 Т.А. ГРИДИНА (Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия) УДК 81’23+82-193-087.5 ББК Ш100.6+Ш380.1 ИМЯТВОРЧЕСТВО В ПОЭЗИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ: АСПЕКТЫ ПОРОЖДЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ОНОМАСТИЧЕСКОЙ ИГРЕМЫ1 Аннотация: В статье рассматривается проблема продуцирования и считывания кодов языковой игры с учетом <...>
Уральский_филологический_вестник._Серия_Язык._Система._Личность_Лингвистика_креатива_№1_2014.pdf
УДК 81(082)
ББК Ш1
У68
Редакционная коллегия:
Серия «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива»:
Т.А. Гридина, д-р филол. наук, проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
Н.И. Коновалова, д-р филол. наук, проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
Н.А. Воробьева, канд. филол. наук, доц.
(Уральский государственный педагогический университет)
Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет». – Вып. 1 // Материалы Всероссийской
конференции с международным участием «Язык. Система.
Личность: аспекты речетворчества» 17-19 апреля 2014 / Гл. ред. Т.А. Гридина.
– Екатеринбург, 2014. – 213 с.
(Серия «Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива». Вып. 23)
ISSN 2306-7462
Сборник содержит материалы докладов Всероссийской конференции «Язык.
Система. Личность: аспекты речетворчества», связанные с обсуждением широкого
спектра проблем нового научного направления «Лингвистика креатива».
Особое внимание уделяется механизмам творчества, проявляющимся в
разных дискурсивных практиках современной коммуникации. Характеризуются
традиционные и новые сферы, жанровые формы и функции языковой
игры: особенности кодов языковой игры в фольклоре, разговорной и художественной
речи, медиадискурсе, языковая игра в «криминальном» дискурсе,
связь креативных практик языковой личности и развитие значений актуальных
слова. Специальному обсуждению подвергаются проблемы формирования
игровой компетенции (способности ребенка к языковой игре) и возможности
экспериментальной верификации и тренинга лингвокреативных способностей.
Ответственный за выпуск: Т.А. Гридина
ISSN 2306-7462
© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2014
© Уральский филологический вестник, 2014
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Норман Б.Ю. Коммуникация без понимания …………………………. 4
Гридина Т.А. Имятворчество в поэзии для детей: аспекты порождения
и восприятия ономастической игремы ……………………………… 15
Мухин М.Ю. «Что делал слон…», или издержки наивнолингвистического
креатива …………………………………………..
Доброва Г.Р. Детские словообразовательные окказионализмы: что
важнее для ребенка – лексическое значение или словообразовательное
значение? …………………………………………………..
Рут М.Э. Фамилия как поле языковой игры ………………………….
Плотникова А.М. Речетворчество в криминальных диалогах ……….
37
44
60
66
Меликян В.Ю. Построение побудительных коммуникем как отражение
механизмов речевого творчества на грани нормы и аномалии ……… 73
Никитина Л.Б. Интеллект как поле креатива в русской речи ……….. 85
Михайлова О.А. Семантическое развитие актуальных слов как результат
лингвистической креативности …………………………... 94
Шипицына Г.М. Инновационные процессы во фразеологии русского
языка ………………………………………………………………… 100
Протасова Е.Ю. Герань или пеларгония: модернизация понятия ….. 111
Коновалова Н.И. Литературные мистификации Антония Погорельского:
фольклорные традиции и творческая индивидуальность ……… 121
Бекасова Е.Н. Облик женщины в мужском языке ……………………. 130
Демидова К.И. Модусы и типы речи диалектной личности в современных
условиях …………………………………………………… 135
Калужникова Т.И. Музыка традиционной свадьбы в русских говорах
Среднего Урала ………………………………………………... 141
Грязнова В.М. Творческие практики старообрядца казаканекрасовца
………………………………………………………….. 149
Черняк В.Д. Рефлексия над словообразовательными потенциями
слова в современной беллетристике ……………………………… 158
Щербакова Н.Н. Грамматические окказионализмы в поэтическом
тексте ………………………………………………………………... 166
Снигирева Т.А., Снигирев А.В. Псевдонимное речетворчество
Б. Акунина ………………………………………………………….. 172
Кубасов А.В. Игровой мир в современном оперном либретто ……… 184
Лекант П.А. Метафора и символ в поэтическом языке М.Ю. Лермонтова
……………………………………………………………… 198
Сведения об авторах ............................................................................... 205
SUMMARY …………………………………………………………………. 208
3
Стр.3