ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 1 / 2012 серия РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ – XXI веков: НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ Екатеринбург 2012 УДК 80.01 (082) ББК Ш5 (2-р) 6-3 У 68 Редакционная коллегия: Серия «Русская литература XX-XXI веков: направления и течения»: Н.В. Барковская, д-р филол. наук, проф. <...> У 68 Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». <...> (Серия «Русская литература XX-XXI веков: направления и течения». <...> Ответственные за выпуск: Н.В. Барковская, У.Ю. Верина © ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2012 © Уральский филологический вестник, 2012 СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА Сподарец Н.В. <...> К проблеме художественной концептуализации феномена человека в лирике Ш. <...> Владимир Нарбут: вхождение в литературную жизнь (материалы к творческой биографии поэта) . <...> Дискурс смерти в рассказе С.Д. Кржижановского «Дымчатый бокал» . <...> Феномен единично-множественного и современный литературный процесс (поэтическое поколение «Дебюта») . <...> Перформативный характер текста современной отечественной драмы . <...> Между жизнью и литературой (к вопросу о жанровой специфике «Повести Журнала Живаго» Нины Горлановой). <...> «Оппозиция» или «позиция»: сетевая литература в современном литературном пространстве . <...> 224 2012 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Русская литература ХХ-ХХI веков: направления и течения ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА Н.В. <...> Блока «Черная кровь» художественная концептуализация феномена раздвоенного сознания ориентирована на творчество Ш. <...> Прослежены особенности текстового воплощения концепта «человек-зверь», актуализированного как в лирике Ш. <...> Опора на это понятие поможет нам реализовать экзистенциально-феноменологическую <...>
Уральский_филологический_вестник._Серия_Русская_литература_XX-XXI_веков_направления_и_течения_№1_2012.pdf
УДК 80.01 (082)
ББК Ш5 (2-р) 6-3
У 68
Редакционная коллегия:
Серия «Русская литература XX-XXI веков: направления и течения»:
Н.В. Барковская, д-р филол. наук, проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
М.А. Литовская, д-р филол. наук, проф.
(Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина)
Е.В. Пономарева, д-р филол. наук, проф.
(Южно-Уральский государственный университет)
М.Н. Липовецкий, д-р филол. наук, проф.
(Университет штата Колорадо, США)
У 68
Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО
«Уральский государственный педагогический университет».
– Вып. 1. / Гл. ред. Н.В. Барковская – Екатеринбург,
2012. – 230 с.
(Серия «Русская литература XX-XXI веков: направления
и течения». Вып. 13)
Статьи, вошедшие в данный выпуск, посвящены художественным
тенденциям в литературе начала XX и начала XXI вв., актуальным
проблемам модернизма и постмодернизма, вопросам преемственности
и новым художественным стратегиям. Рассматриваются различные
аспекты поэтики И. Анненского, А. Блока, В. Маяковского, С. Кржижановского,
В. Набокова, К. Паустовского, А. Ремизова, М. Палей,
Н. Горлановой и др. Проблематизируется феномен сетевой литературы.
Тексты
публикуются в авторской редакции.
Ответственные за выпуск: Н.В. Барковская, У.Ю. Верина
© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2012
© Уральский филологический вестник, 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА
Сподарец Н.В. К проблеме художественной концептуализации
феномена человека в лирике Ш. Бодлера и А. Блока ..................... ....5
Налегач Н.В. Стихотворение И. Анненского «Среди миров»
в поэтических отражениях Вс. Рождественского ........................... ..15
Степанова А.А. Градостроительство как жизнетворчество:
образ города-сада в поэзии В. Маяковского ................................... ..24
Миронов А.В. Владимир Нарбут: вхождение в литературную
жизнь (материалы к творческой биографии поэта) ........................ ..36
Кубасов А.В. Дискурс смерти в рассказе С.Д. Кржижановского
«Дымчатый бокал» ............................................................................ ..48
Матвеева Ю.В., Шамакова Е.М. Несколько наблюдений над
реминисцентной природой творчества Владимира Набокова ...... ..57
Хрящева Н.П., Сухорукова Ю.А. Позднее творчество
К.Г. Паустовского: движение к поэтике метапрозы ...................... ..71
СПУСТЯ СТО ЛЕТ:
ДИАЛОГ С ТРАДИЦИЕЙ
Блищ Н.Л. Металитературный миф А.М. Ремизова о Гоголе
и гоголиана начала XX века ............................................................. ..84
Барковская Н.В. Традиции А.М. Ремизова в современной
литературе .......................................................................................... ..95
Багдасарян О.Ю. Пьесы-ремейки в «новой драме» (М. Биттермладший
«На донышке» – М. Горький «На дне») ......................... 111
Черняк М.А. Эхо серапионов в контексте прозы начала XXI века ....... 123
Литовская М.А. «Прошлое плюс будущее минус настоящее»:
имперская идея в российском романе 2000-х годов....................... 135
Алексеева Н.В. Семантика реминисцентных заглавий в романе
В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» .............. 148
Стр.3
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XXI ВЕКА
Верина У.Ю. Феномен единично-множественного
и современный литературный процесс (поэтическое
поколение «Дебюта») ........................................................................ 154
Семьян Т.Ф. Перформативный характер текста современной
отечественной драмы ........................................................................ 167
Созина Е.К. Петербургский роман Марины Палей ................................ 178
Даниленко Ю.Ю., Есаева А.Л. Между жизнью и литературой
(к вопросу о жанровой специфике «Повести Журнала
Живаго» Нины Горлановой)............................................................. 186
Пономарева Е.В. «Оппозиция» или «позиция»: сетевая
литература в современном литературном пространстве ............... 193
Меркотун Е.А. «Самораспад» персонажа как реплика в диалоге:
парадоксы одноактного драматического действия ........................ 208
Сведения об авторах ................................................................................ 221
SUMMARY ................................................................................................ 224
Стр.4