ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 2 / 2014 серия ПСИХОЛИНГВИСТИКА В ОБРАЗОВАНИИ Екатеринбург 2014 УДК 81(082) ББК Ш1 У68 Редакционная коллегия: Серия «Психолингвистика в образовании»: Т.А. Гридина, д-р филол. наук, проф. <...> У 68 Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». <...> Ответственный за выпуск: Т.А. Гридина ISSN 2306-7462 © ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2014 © Уральский филологический вестник, 2014 2 СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКАЯ РЕЧЬ КАК СФЕРА ЛИНГВОКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Павлова Н.П. <...> Без правил, но правильно: нормативные написания детей дошкольного возраста ………………………………………………………… 14 Самигулина Ф.Г. Словотворческие инновации в детском дискурсе на базе специфики восприятия в онтогенезе перцептивно неоднозначных слов ………. <...> Ономастическая игра как реализация аллюзивного принципа языковой игры в художественном тексте: на примере «Уездного города N» М. Науменко <...> О комическом потенциале поэтонима Кузька на материале повести А. <...> Художественный образ Волшебника страны Оз как репрезентация метаконцептов Дух и Трикстер …………………………………………. <...> Игровая семантика онимов в сюжетной проекции ранних рассказов А.П. Чехова ……………………………………………………… 79 РЕЧЕТВОРЧЕСТВО В СФЕРЕ МАСС-МЕДИА Виданов Е.Ю. <...> Реализация различных видов метафорического переноса (на материале прилагательных, обозначающих признаки тактильного восприятия) …. <...> Метафорический потенциал компонентов пропозиции обонятельного восприятия ………………………………………… <...>
Уральский_филологический_вестник._Серия_Психолингвистика_в_образовании_№1_2014.pdf
УДК 81(082)
ББК Ш1
У68
Редакционная коллегия:
Серия «Психолингвистика в образовании»:
Т.А. Гридина, д-р филол. наук, проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
Н.И. Коновалова, д-р филол. наук, проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
Н.А. Воробьева, канд. филол. наук, доц.
(Уральский государственный педагогический университет)
У 68 Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный
педагогический университет». – Вып. 2 // Материалы Всероссийской
конференции с международным участием «Язык. Система. Личность: аспекты
речетворчества» 17-19 апреля 2014 / Гл. ред. Т.А. Гридина. – Екатеринбург,
2014. – 231 с.
(Серия «Психолингвистика в образовании». Вып. 3)
ISSN 2306-7462
Сборник содержит материалы докладов Всероссийской конференции
«Язык. Система. Личность: аспекты речетворчества», связанные с обсуждением
широкого спектра проблем нового научного направления «Лингвистика
креатива». Рассматриваются проявления творческого начала языковой личности
в разных видах речевой деятельности. В свете соотношения нормы и аномалии
рассматриваются разные аспекты становления и проявления языковой /
речевой и коммуникативной компетенции ребенка; характеризуются процессы
словотворчества в практиках современных СМИ, особенности Интернеткоммуникации,
творческие ресурсы участников диалога, креативная техника
воздействия на адресата и др. Лингвопрагматическая направленность обсуждаемых
аспектов проявления творческого начала в речевой коммуникации
определяет их актуальность для сферы вузовского и школьного образования.
Ответственный за выпуск: Т.А. Гридина
ISSN 2306-7462
© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2014
© Уральский филологический вестник, 2014
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ДЕТСКАЯ РЕЧЬ КАК
СФЕРА ЛИНГВОКРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Павлова Н.П. Орфографическая личность ребенка ……………………………… 5
Сальникова О.С. Без правил, но правильно: нормативные написания детей
дошкольного возраста ………………………………………………………… 14
Самигулина Ф.Г. Словотворческие инновации в детском дискурсе на базе специфики
восприятия в онтогенезе перцептивно неоднозначных слов ……….
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ КАК ПОЛЕ КРЕАТИВА
Авдеева Г.А. Ономастическая игра как реализация аллюзивного принципа языковой
игры в художественном тексте: на примере «Уездного города N»
М. Науменко …………………………………………………………………...
Воробьева Н.А. Моделирование «виртуальной» реальности в мистике
А. Погорельского ……………………………………………………………...
Головачева О.А. Реализация категории окказиональности в ранней публицистике
Н.С. Лескова …………………………………………………………….
Коровенкова А.А. О комическом потенциале поэтонима Кузька на материале
повести А.Н. и Б.Н. Стругацких «Сказка о тройке» ……………………...
Кузина Ю.В. Художественный образ Волшебника страны Оз как репрезентация
метаконцептов Дух и Трикстер …………………………………………..
Михайлова Ю.Н. Плюрализм речевой манеры героя как проявление креативности
автора ……………………………………………………………………....
30
38
Герасимчук М.С. Объект-ситуация в когнитивной модели зрительного восприятия
в рассказах Бориса Екимова (циклы «Память лета» и «Житейские истории»)
………………………………………………………………………… 44
50
58
63
69
Питолин Д.В. Метафорическое моделирование концепта «чужой» в рамках
дихотомии «свой-чужой» в сборнике рассказов Дж. Диаза «Drown» ……… 73
Шебалов Р.Ю. Игровая семантика онимов в сюжетной проекции ранних
рассказов А.П. Чехова ……………………………………………………… 79
РЕЧЕТВОРЧЕСТВО В СФЕРЕ МАСС-МЕДИА
Виданов Е.Ю. Семантический и деривационный потенциал ключевого слова
эпохи, или страсти по олимпиаде ……………………………………………..
Соковнина В.В. Лингвокреативность взрослого мира: игры в «социальной
сети» …………………………………………………………………………...
85
Кошкарова Н.Н. Зарубежные СМИ о церемонии открытия Олимпиады в
Сочи: вектор речетворчества и политики ………………………………… 92
96
Тонкова Е.Г. Новообразования с корнем моно- в языке прессы ………………… 101
Цыплякова К.О. Типология фактов языковой игры в периодической публицистике
ХХ века ……………………………………………………………. 105
3
22
Стр.3
МЕХАНИЗМЫ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА: НОРМА И АНОМАЛИЯ
Борейко Т.С. Реализация различных видов метафорического переноса (на материале
прилагательных, обозначающих признаки тактильного восприятия) …. 114
Вакуленко Д.А. О языковом статусе и речевых свойствах фразеосхемы «Чтоб +
V finit (пр.в.)!» ………………………………………………………………… 120
Ваулина И.А. Фоносемантические проекции в восприятии лексического значения
экспрессемы ………………………………………………………………. 130
Вепрева И.Т., Петкау А.Ю. Концепт здоровье сквозь призму зооморфной метафоры
………………………………………………………………………… 137
Гейко Е.В. Метафорический потенциал компонентов пропозиции обонятельного
восприятия ………………………………………………………………….
144
Зуева Т.А. Лингвокреативный потенциал неофициальных урбанонимов Екатеринбурга:
от Буша до Черепахи ……………………………………………..... 151
Рябушкина С.В. О стилистически маркированном употреблении собирательных
числительных …………………………………………………………….. 156
Шляхова С.С., Шестакова О.В. Лингвокреативный потенциал ономатопеи в
немецком и русском языках …………………………………………………..
Юнаковская А.А. Функции городской словообразовательной деятельности
(на материале г. Омска) …………………………………………………….
ТВОРЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Гоголина Т.В. Коммуникемы со значением сомнительности как отражение
лингвокреативной деятельности говорящего ………………………………... 181
Иванова Е.Н. Креативные приемы воздействия на адресата в деловых письмах
исторической языковой личности ……………………………………………. 186
Кирилова И.В. Механизмы номинации демонологических персонажей: экспериментальные
данные ……………………………………………………….... 192
Лаппо М.А. Творческие ресурсы участников диалога: коммуникативный и
содержательные аспекты (на материале бесед В.Д. Дувакина и
М.М. Бахтина) ………………………………………………………………. 198
Муль И.Л. Техники языковой игры в современной скороговорке, или новый
наряд старой знакомой ………………………………................................... 207
Николенко О.Ю. Cемантика терминов родства как основа математических
задач ………………………………………………………………………….... 213
Сведения об авторах ………………………………………………………………. 219
SUMMARY ………………………………………………………………………... 223
164
174
4
Стр.4