За Россию !
\ в сипе Бог, а
„POSSEV"
Sozialpolitische Rundschau in russischcr Sprache. Dcutschland
Social and Political Review in Russian Language. Germany
Hebdomadaire Social et Politique en langue russe. Allemagne
Издательство и редакция: Limburg/Lahn, Verlag
„Possev". Bankkonto: Limburger Bank V 14. Postschekkonto:
Frankfurt/M 33.461. Условия подписки в
Германии: 5 ном.—3 НМ, 10—6 НМ, 15—9 НМ. и т. д.
Условия приема объявлений: 1/64 стр.—7 НМ, 1/32—
13 НМ, 1/16—25 НМ, 1/8—50 НМ, 1/4—90 НМ, 1/2—
180 НМ, 1 стр. — 360 НМ. Объявления о розысках —
0.20 НМ за слово.
Еженедельник общественной и политической мысли
V ГОД
ЗАМЕТКИ О ПЕЧАТИ
Нет тошнотворнее занятия, чем чтение
советских газет. Даже не разворачивая
«Известий» или «Правды«, безошибочно
знаешь, что они полны казенными
письмами «дорогому и любимому»,
такими же казенными восторгами
«достижениями», тусклыми, ни уму ни
сердцу не говорящими «сообщенийми с
мест» и разнообразной, плоской ложью
о загранице. Со страниц этих газет веет
унынием и кажется, что это не газеты,
а сплошные серые,- нудные пятна.
Совсем другое дело — газеты западного
демократического мира. Тут есть
на чем остановить взор. Крикливые аршинные
заголовки, необычайная пестрота
материала, десятки реклам, красующихся
на самых неожиданных местах
— западные газеты можно обвинить во
многом, но только не в скуке. А многоцветные
журналы, зачастую напоминающие
этикетки мыла или- конфет — у
кого повернется язык обвинить их в серости?
И вместе с тем, какой нередко
безнадежностью веет и от этих крикливых
страниц и с каким отвращением
иногда бросаешь журналы, похожие на
зазывно - размалеванных
панельных
красавиц!
Читая эту прессу, мы не раз задавали
себе вопрос: какую же цель преследует
она — есть ли у нее какая-то путеводная
звезда,- ориентируясь на которую
опытные лоцманы журналисты уверенно
ведут свой пестро-раскрашенный корабль?
Признаемся,
что на этот вопрос мы
нашли -только один ответ: у западной
прессы нет никакой путеводной звезды
и ее, пожалуй, можно сравнить с флюгеоом,
безвольно болтающимся по вет¬
РУ^.1ы
отлично сознаем, что с нашим резким
и несколько утрированным ответом
некоторые не согласятся. Могут
сказать: ах, вы хотите .чтобы был «социальный
заказ«! Нет, извините, мы —
свободная пресса, в том числе свободная
и от заказов. Но, возразим мы в
свою очередь, как понимаете вы свободу?
Как анархию? Или как свободу от
обязательств, в том числе и моральных?
Пока что, увы, на ваших страницах мы
сплошь и рядом видим, что вы свободу
понимаете именно так.
Могут так же сказать: мы боремся за
мир, за культуру, за человека. Стоило,
например, Касьенкиной выпрыгнуть из
окна, как мы подняли шум, совершивший
переворот в умах. Но, господа, где
вы были, пока Касьенкина не выбрасывалась
из окна? И не вы ли сами в поте
лица старались над тем, чтобы умы были
тщательно затуманены и сбиты с
толку? Вспомните .сколько чернил, совы
только теперь стали догадываться
что они собрались «потрясать мир»?
«Изыскания» Вальтера Липпмана и
подобных ему журналистов, морочащих
доверчивых читателей, погоня за сенсацией,
утверждение сегодня одного, завтра
противоположного, неумение и нежелание
видеть дальше кончика своего
собственного носа -— это ли есть борьба
за мир, за культуру, за человека?
К сожалению, этот пестрый и крикливый
разнобой заглушает немало честных
и мужественных голосов.
*
В качестве рядового примера приведем
издающуюся в Нью-Йорке газету
«Новое Русское Слово». Три года тому
назад почти красная, ныне демократическая,
она является убедительным
сколком с «массовой» западной прессы и
идет полностью по ее пути, т. е., если
можно так сказать — без пути. На своих
страницах она дает место людям самых
разных взглядов и самому разли- ,
чному материалу, что, вообще говоря,
можно было бы только приветствовать
— при условии доброкачественности материала.
Но газета, очевидно, не считает
себя в праве судить о материале и печатает
«все подряд». Благодаря этому в
ней рядом с серьезной статьей, например,
М. Вишняка, печатается лепет Соловейчика,
делающего вид, что он не понял
того, что понятно в наши дни ребенку;
клеветнические письма, вроде письма
Льва Юрковского, являющиеся и
образцом человеконенавистничества и
злобными попытками натравливания
одних людей на других; апофеозом же
своеобразного понимания газетой «свободы»
может почитаться письмо некоего
доктора С. Альгина, напечатанное в
номере от 27. 10 прошлого года. Вэт ци
г
таты из него: «Он (русский народ) уже
робот .. . ему нужно разрушать, насиловать,
предавать, мучить, издеваться
над цивилизацией. Она ему не нужна, он
ее ненавидит... Если дать этому роботу
возможность, он сметет с лица земли
Европу и начнет бомбить нашу прекрасную
Америку .. . Я молю Бога, чтобы
идеи полковника Смита (о беспощадном
применении атомных бомб. Прим. Г. А.)
реализовались и как можно скорее .. .
Надо, чтобы погибли еще миллионы и
миллионы роботов, чтобы человечество
избавилось от войны» и т. д.
Прочитав это моление современного
каннибала, каждый должен быть потрясен.
И не только непроходимой заскорузлостью
мозгов «просвещенного»
доктора и его жаждой крови, а и другим:
как может демократическая печать
давать место подобной проповеди каннибальства?
Нынешний
скептицизм —. это смесь беспомощного
«объективизма», кисло-холодного
восприятия действительности и—
еще одного чувства, о котором упомянем
ниже. Он, этот скептицизм, умеет
находить сколько угодно «оснований»
для того, чтобы с апломбом заявлять:
«антибольшевистская революция в России
невозможна и попытка вызвать ее
фантастична». Он специалист по туманным
рассуждениям, из которых видно
только то, что в душе наших скептиков
царит хладная пустота и что ни нового,
ни просто дельного слова от них не жди.
И хотя их укороченные по требованию
того или иного момента «истины» произносятся
ими с веским видом, не трудно
увидеть, что в действительности
скрывается за этим видом: желание укрыться
в уютную подворотню или в
безопасные кусты, чтобы отсидеться в
них, или, что того хуже, чтобы оттуда
всячески поносить занимающихся
t
не
кисло-хладными рассуждениями, а делом,
а при случае путаться у этих людей
в ногах. Вот, к сожалению, несложный
смысл деятельности многих современных
«скептиков».
*
В чем причина безотрадного состояния
современной печати и вообще умов?
Причин этих, конечно, предостаточно,
одну из них, по нашему мнению важнейшую,
мы определили бы так: в мире
все меньше остается веры и воли к вере
— в человека, в его силы; почти исчезло
чувство ответственности и все
больше исчгзает горячая непосредственность
человеческих чувств. Мы как
бы остываем, нам все становится чуть
ли не безразличным^ наши интересы
размениваются на мелочи и мы теряем
вкус к борьбе за достижение их.
Сто лет назад поэт мог гордо изречь,
определяя свой горний путь:
«Восстань пророк, и виждь и внемли.
Исполнись волею моей
И обходя моря и земли
Глаголом жги сердца людей!».
Эти трепетные слова сейчас могут
Выходит по воскресеньям.
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 16 ЯНВАРЯ 1949 Г.
ч л
т
Цена номера в розничной продаже / " ПцЭвН*
№ 3 (138)
Сегодня в номере:
Г. А. АНДРЕЕВ
Заметки о печати (стр. 1)
Е. ШУГАЕВ
Троцкий и Сталин (стр. 2)
К. Г. Б-СКИЙ
Президентская качка (стр. 3)
С. ЛЕВИЦКИЙ
Персонализм и гуманизм (стр. 6)
Н. НАРОКОВ
О скромности и социализме (стр. 8)
МИХ. РОЗАНОВ
Завоевателя белых пятен (стр. 10)
Стр.1