ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК № 4 / 2013 серия ПСИХОЛИНГВИСТИКА В ОБРАЗОВАНИИ Екатеринбург 2013 УДК 80 ББК Ш1 У 68 Редакционная коллегия: Серия «Психолингвистика в образовании»: Т.А. Гридина, д-р филол. наук, проф. <...> У 68 Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». <...> ISSN 2306-7462 © ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2013 © Уральский филологический вестник, 2013 2013 УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК Психолингвистика в образовании СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ Гридина Т.А. <...> Потенциальная семантика детских словотворческих инноваций в свете экспериментальных данных: методика прямого толкования . <...> .42 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО ЗНАКА В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА Бекасова Е.Н. <...> Аспекты функционирования звукосимволической экспрессемы фордыбачить в современном русском языке . <...> Русское лото 18 из 1488: опыт комплексной психолого-лингвистической экспертизы . <...> Модель построения коммуникем со значением сомнительности: экспериментальные данные . <...> Изучение ойконимов Урала в психолингвистическом аспекте . <...> Моделирование дискурсивных оппозиций как прием авторской лингвокультурной оценки . <...> ГРИДИНА (Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия) УДК 81’57+81’371 ББК Ч410.241.3 ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА ДЕТСКИХ СЛОВОТВОРЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В СВЕТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ: МЕТОДИКА ПРЯМОГО ТОЛКОВАНИЯ Аннотация. <...> В статье с помощью экспериментальной методики прямого толкования верифицируется вариативный потенциал и стратегии семантизации словотворческих инноваций детской речи (применительно к особенностям лингвокреативного мышления и ментальности ребенка старшего дошкольного возраста <...>
Уральский_филологический_вестник._Серия_Психолингвистика_в_образовании_№1_2013.pdf
УДК 80
ББК Ш1
У 68
Редакционная коллегия:
Серия «Психолингвистика в образовании»:
Т.А. Гридина, д-р филол. наук, проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
Н.И. Коновалова, д-р филол. наук, проф.
(Уральский государственный педагогический университет)
Н.А. Воробьева, канд. филол. наук, доц.
(Уральский государственный педагогический университет)
У 68
Уральский филологический вестник / ФГБОУ ВПО
«Уральский государственный педагогический университет».
– Вып. 4 / гл. ред. Т.А. Гридина. – Екатеринбург,
2013. – 189 с.
(Серия «Психолингвистика в образовании». Вып. 2)
ISSN 2306-7462
В сборнике представлены статьи, посвященные анализу природы
детских инноваций, процессы семантического освоения слова ребенком
дошкольного и школьного возраста, соотношение биологического
и социального в становлении языковой личности. Особое внимание
уделяется экспериментальным методам исследования формы и содержания
вербальных знаков с учетом показаний языкового сознания
членов современного социума: ассоциативная репрезентация содержания
базовых национальных концептов, коммуникативные практики
языковой личности, психолингвистические аспекты восприятия языковой
нормы и др. Отдельный раздел посвящен социолингвистическим и
лингвокультурологическим проблемам функционирования языкового
знака.
Ответственный за выпуск: Т.А. Гридина.
ISSN 2306-7462
© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2013
© Уральский филологический вестник, 2013
Стр.2
2013
УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Психолингвистика в образовании
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ
Гридина Т.А. Потенциальная семантика детских словотворческих
инноваций в свете экспериментальных данных:
методика прямого толкования ............................................. ....5
Доброва Г.Р. О влиянии социальных и / или биологических
факторов на особенности освоения языка детьми .............. ..19
Елисеева М.Б. Усвоение полисемии и омонимии: к вопросу
об отношении ребенка к асимметрии языкового знака ....... ..29
Плотникова С.В. Динамические процессы в лексиконе
школьника ............................................................................ ..42
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОГО ЗНАКА
В СОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
Бекасова Е.Н. Психолингвистические аспекты нормализации
русского языка ...................................................................... ..49
Ваулина И.А. Аспекты функционирования звукосимволической
экспрессемы фордыбачить в современном русском языке ... ..59
Ворошилова М.Б., Злоказов К.В. Русское лото 18 из 1488: опыт
комплексной психолого-лингвистической экспертизы ........ ..69
Гоголина Т.В., Ибраимова Е.С. Модель построения коммуникем
со значением сомнительности: экспериментальные данные .. ..83
Максимова И.Н. Изучение ойконимов Урала в психолингвистическом
аспекте ................................................................ ..93
Петкау А.Ю. Ольфакторный образ концепта здоровье в русском
языковом сознании ...................................................... 101
Черняк В.Д. Современная музыка в спектре ассоциаций языковой
личности ..................................................................... 110
3
№ 4
Стр.3
2013
УРАЛЬСКИЙ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Психолингвистика в образовании
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ
И СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКОЙ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ
Абрамова Н.С. Мифологема дорога как базовый семантический
компонент языковой картины мира ............................ 116
Боброва М.В. Народная фразеология тематической группы
«Говорение» в семантико-аксиологическом аспекте .......... 126
Данилова О.А. Метронимы в современной лингвокультуре
Горного Щита ....................................................................... 136
Седых А.П. Языковая личность и межкультурная компетенция .. 149
Чечулина Л.С. Конструирование – технология для кинестетиков
..................................................................................... 155
Шебалов Р.Ю. Моделирование дискурсивных оппозиций как
прием авторской лингвокультурной оценки ....................... 164
Шипицына Г.М. Лексикографическое представление динамики
лексической коннотации ............................................. 171
Сведения об авторах .................................................................. 180
SUMMARY ............................................................................................183
№ 4
4
Стр.4