Г.Х. Бакирова Психология развития и мотивации персонала Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология» (030301), «Менеджмент организации» (080507), «Управление персоналом» (080505) Москва 2015 УДК [316.6:005.95/. <...> 96](075.8) ББК 88.5я73-1+65.291.6-21я73-1 Б19 Рецензенты: заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор В.С. Кабаков (советник при ректорате Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета) кандидат медицинских наук В.В. Белов (зав. кафедрой организационной психологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы) Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Бакирова, Гузэль Хафазовна. <...> Б19 Психология развития и мотивации персонала: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г.Х. Бакирова. <...> (Фрейд З., 1990, 1997, 2001) позволит глубже понять бессознательные пласты в психике человека, более ясно увидеть суть применения психоаналитической теории к группе, к организации, что используется в групп-анализе. <...> Работы Анны Фрейд (Фрейд А., 1993, 1997) дают нам возможность прикоснуться к вопросам психологической защиты личности. <...> Рассмотрим как ранние теории, так и более современные. <...> Любая ротация персонала в компании имеет ряд позитивных черт: • способствует обновлению коллектива подразделения; • повышает готовность к принятию каких-либо изменений и • нововведений; предлагает сотрудникам новые цели, задачи и планируемые результаты. <...> Ротация руководящего персонала организации приводит к расширению компетенции, повышению управленческой квалификации и, как правило, сопровождается должностным ростом работников. <...> Ротация персонала <...>
Психология_развития_и_мотивации_персонала._Учебное_пособие._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник..pdf
УДК [316.6:005.95/.96](075.8)
ББК 88.5ÿ73-1+65.291.6-21ÿ73-1
Á19
Рецензенты:
заслуженный деятель науки РФ,
доктор экономических наук, профессор В.С. Кабаков
(советник при ректорате Санкт-Петербургского государственного
инженерно-экономического университета)
кандидат медицинских наук В.В. Белов
(зав. кафедрой организационной психологии Санкт-Петербургского
государственного института психологии и социальной работы)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Бакирова, Гузэль Хафазовна.
Á19
Психология развития и мотивации персонала: учеб. пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология»,
«Менеджмент организации», «Управление персоналом»
/ Ã.Õ. Áàêèðîâà. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 439 ñ.
2015.
ISBN 978-5-238-01605-4
Агентство CIP РГБ
Учебное пособие является логическим продолжением «Психологии эффективного
стратегического управления персоналом».
Анализируются основные подходы и технологии, используемые для развития
персонала. Рассматриваются вопросы, касающиеся психологии человека,
его возможностей для дальнейшего личностного роста и развития в целях
формирования конкурентоспособного персонала компании, а также основные
детерминанты поведения человека в организации, наиболее важные отечественные
и зарубежные теории личности.
Приведены исследования в области влияния личностных характеристик на
поведение работника в организации. Даны обзор как ранних, так и более
современных теорий мотивации и рекомендации по их практическому применению.
Предложены адаптированные и модифицированные автором тесты для
самоанализа, а также для изучения мотивационной сферы личности.
Для студентов вузов, изучающих организационную психологию, а также
обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление
персоналом», представляет интерес для руководителей высшего и среднего
звена.
ББК 88.5ÿ73-1+65.291.6-21ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01605-4 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2009
Принадлежит исключительное право на использование
и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее части
любыми средствами или в какой-либо форме, в том
числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2009
Стр.3
Оглавление
От автора
Глава 1. Развитие персонала в системе управления
человеческими ресурсами
1.1. Определение понятий «развитие человеческих ресурсов»
и «обучение»
1.2. Развитие человеческих ресурсов как капиталовложение
1.3. Системный подход к развитию человеческих ресурсов
Модель обучения персонала
Потребность в развитии человеческих ресурсов
1.4. Инструменты развития человеческих ресурсов
1.5. Обучение и развитие персонала
Методы обучения
Мотивация и развитие человеческих ресурсов
1.6. Ротация — метод развития персонала
Ротация: понятие и классификация
Плановая ротация
Разработка программ обучения и развития персонала
Глава 2. Анализ работы
2.1. Сущность и цель анализа работы. Определение понятия
«анализ работы»
Сущность и цель анализа работы
Определение понятия «анализ работы»
2.2. Связь анализа работы с другими направлениями
по управлению человеческими ресурсами.
Стадии анализа работы
Анализ работы и другие направления по управлению
человеческими ресурсами
Стадии анализа работы
2.3. Методы анализа работы
Метод прямого наблюдения
3
5
5
6
9
9
10
10
14
15
18
20
21
26
28
29
29
29
30
31
31
33
34
34
Метод собеседования (интервью, групповая дискуссия)34
Анкетирование (опрос)35
Саморегистрация, или ведение дневника
Метод критических ситуаций
Специальные количественные методы анализа
35
36
36
Стр.435
Оглавление
2.4. Определение понятий «описание работы»,
«спецификация работы» и «проектирование работы».
Основные правила описания работы
2.5. Модель анализа работы и разработки профессионального
профиля (íà примере компании Fiat Auto)
2.6. Должностная инструкция
Глава 3. Оценка исполнения обязанностей
работником 46
3.1. Определение понятия «оценка персонала».
Цели и направления использования оценки выполнения
работы
3.2. Предмет оценки. Критерии оценки
Предмет оценки
Критерии оценки
3.3. Организация процесса оценивания. Системы оценки
Организация процесса оценивания
Системы оценки
3.4. Методы оценки
3.5. Оценочное собеседование
3.6. Результаты оценки работников
Рекомендуемая система оценки работников
Проведение оценки работников на фирме Fiat Auto
Глава 4. Человек как индивидуальность
4.1. Зарубежные теории личности
Теория личности Р. Кеттелла
Теория личности Г. Айзенка
4.2. Отечественные теории личности
Теория отношений личности В.Н. Мясищева
Теория личности В.С. Мерлина
Анализ концепций Мясищева и Мерлина
Другие точки зрения на природу направленности
Структура взаимодействия, общения людей
4.3. Индивидуальность
Теория индивидуальности Б.Г. Ананьева
Вопросы, волнующие человека относительно
всех уровней матрицы
Структура человека: тело, душа и дух
46
48
48
49
52
52
54
57
60
63
63
64
71
71
71
73
75
75
80
83
84
87
88
88
89
92
435
37
Понятия «описание работы», «спецификация работы»,
«проектирование работы»37
Правила описания работы
38
40
44
Стр.436
436
Матрица индивидуальности
Структура индивидуальности
4.4. Индивид
Свойства нервной системы
Темперамент
4.5. Личность
Определение личности
Детерминанты личности
Структура личности
4.6. Мотивационная сфера индивидуальности
Обобщенные потребности человека
Связи мотивационной структуры с другими
подструктурами индивидуальности
4.7. Направленность личности
4.8. Когнитивная сфера индивидуальности
4.9. Эмоциональная сфера индивидуальности
4.10. Поведенческая сфера индивидуальности
4.11. Характер
Определение характера
Характер и отношения личности
Темперамент и характер
Убеждения и характер
Характер и мотивационно-потребностная сфера человека
Характер и эмоции
Характер и интеллект
Характер и типические проявления
Темперамент и интеллект
4.12. Субъект деятельности
Структура субъекта деятельности
Индивидуальный стиль деятельности
Глава 5. Психоаналитическая теория личности
Возникновение психоанализа и теории личности в России
5.1. Топографическая модель психики человека З. Фрейда
Матрицы человека
Сознательное и бессознательное в психике человека
5.2. Структурная модель личности З. Фрейда
«ß» («Ýãî»)
«Îíî»(«Èä»)
«Ñâåðõ-ß»(«Ñóïåð-Ýãî»)
101
102
104
105
107
109
109
110
113
114
115
116
117
119
121
122
123
123
124
124
125
125
126
127
127
127
128
128
129
130
130
131
132
133
137
138
143
148
Стр.437
Оглавление
Глава 6. Защиты человека
6.1. Уровни и направленность защит
Защита от вторжения извне в структуру
Защита от разрушения внутри структуры
6.2. Филогенез защитного поведения человека
6.3. Психологические защиты: обзор отечественных
концепций
6.4. Психологический подход к механизмам
психологической защиты
Психологические механизмы защиты по З. Фрейду
Классификация защитных механизмов по А. Фрейд
Теория объектных отношений Мелани Кляйн
Структура характера человека как единый защитный
механизм
Социокультурная теория личности К. Хорни
Краткая характеристика механизмов психологической
защиты
6.5. Классификация защитных механизмов
Нарциссические, незрелые и невротические защиты
Зрелые психологические защиты
6.6. Механизмы защиты и менеджмент
Глава 7. О сознательном и бессознательном
в психике человека
7.1. «ß» и внешний мир
7.4. Бессознательное общение людей
7.5. О бессознательном влиянии социальной матрицы
на личность
7.6. Бессознательное влияние мировых религий
Представления о происхождении, строении человека
в христианстве
Буддизм о строении, развитии человека
7.7. Развитие представлений о Боге и религии
7.8. Бессознательное и социализация человека, обучение
Влияние оперы Вагнера «Валькирия» на развитие
культурной личности
Вербальное и невербальное в обучении
437
158
158
158
160
163
164
167
167
173
174
175
175
177
180
180
195
197
204
205
7.2. Бессознательное в познавательных психических процессах 207
7.3. Бессознательное в снах
217
219
223
228
229
237
248
252
254
265
Стр.438
438
Глава 8. Влияние индивидуальных свойств человека
на поведение в организации
8.1. Биографические характеристики персонала
Возраст
Пол
Семейное положение
8.2. Способности
8.3. Свойства личности
Местоположение (локус) контроля
Авторитаризм
Макиавеллизм
Самоуважение
Самоуправление
Взятие риска
Соответствие личности работе
Глава 9. Ранние теории мотивации
9.1. Обзор ранних теорий мотивации
9.2. Теория иерархии потребностей А. Маслоу
Развернутая классификация потребностей человека
Отличие высших потребностей от низших
9.3. Теория «X» и теория «Y» Ä. Мак-Грегора
9.4. Мотивационно-гигиеническая теория Ф. Херзберга
Глава 10. Современные теории мотивации
10.1. Теория ERG
10.2. Теория потребностей Мак-Клелланда
10.3. Теория когнитивной оценки
10.4. Теории характеристик задания
10.5. Модель необходимых признаков задания
10.6. Модель характеристик работы
10.7. Социальная модель процесса информации
10.8. Теория постановки цели
10.9. Теория подкрепления
10.10. Теория справедливости
10.11. Теория ожидания
10.12. Интеграция современных теорий мотивации
Глава 11. Применение теорий мотивации
на практике
11.1. Теория потребностей
11.2. Применение теории Мак-Клелланда в практике
управления персоналом
269
270
271
272
274
275
277
277
284
284
285
287
287
288
290
290
293
293
298
299
300
305
305
307
310
311
312
313
316
317
319
321
326
330
331
331
333
Стр.439
Оглавление
11.3. Теории характеристик задания
11.4. Теория постановки цели
11.5. Теория подкрепления
439
336
337
339
11.6. Теория научения и мотивация к изменению поведения 346
Теория классического обусловливания, или тренировки
Теория оперантного обусловливания
Теория социального научения
Формирование: инструмент управления
11.7. Теория справедливости
11.8. Теория ожидания
11.9. Матричный подход к разработке мотивационных
программ
346
347
348
349
353
354
11.10. Ротация как развитие персонала и мотивация персонала 363
Ротация как развитие персонала
Ротация как мотивация персонала
Цели осуществления ротации
11.11. Рекомендации руководителям для повышения
трудовой мотивации персонала
Библиографический список
Приложение 2. Контрольные вопросы и задания (к главе 2)
Приложение 3. Образцы протоколов оценки персонала
(ê главе 2)
355
363
364
365
368
372
Приложения 383
Приложение 1. Опросник «Якоря карьеры» (к главе 1)
383
388
389
Приложение 4. Контрольные вопросы и упражнения (к главе 3) 392
Приложение 5. Тест BVNK-300 на определение
индивидуально-психологических свойств
работника (к главе 4)
Приложение 6. Вопросник МЛВ в модификации Г.Х. Бакировой
для изучения социально-психологических
особенностей работника (к главе 4)
Приложение 8. Тест для изучения мотивационной сферы
работника «Ориентировочная анкета»
Â. Смекала и Ì. Кучера (ê главе 9)
Приложение 9. Тест «Мотивация к избеганию неудач»
(Ì. Ýëåðñ)
415
Приложение 7. Тест для определения того, насколько
самоконтролирующим вы являетесь (к главе 8) 422
424
429
Приложение 10. Упражнение «Ðàáîòà в êîìàíäå» (ê главе 11) 430
395
Стр.440