Башлыков (ЗАО "ВНИИСТ-Нефтегазпроект") Введение Проблема совершенствования современных систем человеко-машинного управления сложными и экологически опасными объектами, к числу которых относятся и трубопроводные системы, в настоящее время становится наиболее актуальной. <...> Значимость этой проблемы обусловлена, прежде всего, усложнением трубопроводных систем, увеличением объема транспорта, что приводит к увеличению объема обрабатываемой человеком-оператором информации и дорогой платой за допущенные ошибки – неправильно распознанные аномальные ситуации и соответственно неадекватные принятые управляющие решения. <...> Следует подчеркнуть, что при проектировании и построении средств человеко-машинного интерфейса (ЧМИ) еще не всегда учитываются требования эргономики и инженерной психологии [1–5]. <...> В настоящей статье автор излагает накопленный личный опыт построения средств ЧМИ. <...> Современные требования к человеко-машинному интерфейсу для систем трубопроводного транспорта ЧМИ представляет собой совокупность диспетчерского персонала, технических средств, методов и способов организации, представления информации и управления ею, различного рода процедур, обеспечивающих возможность контроля человеком-оператором технологического процесса и воздействия на него [6–8]. <...> Основное назначение ЧМИ – это обеспечение оптимального сочетания возможностей человека и компьютерных технологий в выполнении задач по надежному и безопасному управлению трубопроводными системами. <...> ЧМИ должен быть дружественен по отношению к человеку-оператору, т. е. ЧМИ должен: адекватно отображать технологический процесс в максимально удобной для оператора форме; исключать избыточную нагрузку на оператора, но обеспечивать его необходимой и достаточной информацией для оценки ситуации и принятия адекватного решения; обеспечивать понимание оператором динамики процесса; оказывать оператору возможную инструктивную <...>