МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал)
Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности
Лемзиков Роман Викторович
Конфликты в управлении реализацией законодательства в области
обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
(на примере Иркутской области)
Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ2-5-91
Направление подготовки: 37.04.02 Конфликтология
Направленность (профиль): Прикладная конфликтология
Научный руководитель: кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии и
безопасности жизнедеятельности, Погодаева Маргарита Викторовна
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий кафедрой:
кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Заведующий выпускающей кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности
кандидат биологических наук, доцент, Гречман Людмила Николаевна
____________ «___» ______________ 20__ г.
(подпись)
Иркутск 2016
Стр.1
2
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы управления реализацией
законодательства в области гражданской обороны, защиты населения
и территорий от ЧС
1.1. Управление реализацией законодательства
1.2. Законодательство Иркутской области в области гражданской
обороны, защиты населения и территорий от ЧС
1.3. Роль соглашений в разграничительном процессе полномочий
Российской Федерации и ее субъектов
Глава 2. Конфликты в управлении реализацией законодательства в
области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
2.1. Соглашения между Министерством Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий и высшим органом
исполнительной власти Иркутской области
2.2. Проблемные вопросы управления государственными
учреждениями Иркутской области, обеспечивающими
осуществление части полномочий, переданных МЧС России
2.3. Предложения по совершенствованию деятельности МЧС России
в рамках передачи МЧС России субъектам Российской Федерации
осуществления части полномочий в области обеспечения
безопасности жизнедеятельности населения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
стр. 3
стр. 6
стр. 6
стр. 11
стр. 25
стр. 32
стр. 32
стр. 81
стр. 104
стр. 115
стр. 116
стр. 126
Стр.2
3
Введение
Развитие общества и параллельно с ним правовой системы Российской
Федерации идет динамично. Не исключение и правоотношения в области
обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.
Законодательство в этой формально не определенной отрасли права, а
именно так она позиционируется в системе права, постоянно совершенствуется.
Пунктом «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено,
что оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации, а
пунктом «з» статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями,
эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, за вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности
населения отвечают и Российская Федерация и ее субъекты. При этом, на
межотраслевом уровне, с учетом применения других отраслей права (например
трудового и гражданского), возникают противоречия и коллизии.
Возникают трудности во взаимоотношениях МЧС России и субъектов
Российской Федерации, поскольку и те и другие имеют конституционные
обязанности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности на водных объектах, финансирование идет из разных источников,
а совместная компетенция реализуется в конкретном субъекте Российской
Федерации.
Сложившаяся ситуация, значительно усложняющая практическую
реализацию функцию нашей службы по обеспечению безопасности
жизнедеятельности населения, побудила автора взяться за разработку темы в
рамках данного исследования.
Наиболее показательным, на наш взгляд, в объеме данной работы, будет
рассмотреть взаимоотношения МЧС России и субъектов Российской
Стр.3
4
Федерации в рамках Соглашений между МЧС России и субъектами Российской
Федерации о практическом взаимодействии друг с другом, о координации
функций, и возможно, о передаче друг другу осуществления части своих
полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их
последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и
регионального характера, организации тушения пожаров силами
Государственной противопожарной службы, организации осуществления на
межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской
обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах (все они
содержат одинаковые положения для каждого субъекта РФ) на примере
Иркутской области.
В работе подробно рассмотрено заключение таких соглашений между
МЧС России и высшим органом исполнительной власти Иркутской области в
историческом разрезе.
Проводимое исследование безусловно актуально, поскольку проблема
взаимоотношений МЧС России и субъектов Российской Федерации существует
и в данное время. Исследование представляет практический интерес, поскольку
одной из служебных обязанностей ее автора является участие в разработке
предложений по формированию основ единой государственной и региональной
политики в области гражданской обороны, защиты населения и территории от
чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также
участие в работе по совершенствованию законодательства и других
нормативных актов в области гражданской обороны, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и контроль их реализации.
Принимая самое непосредственное участие в выполнении указанных
мероприятий, автор столкнулся с рядом проблем, обнаружил некоторые
несоответствия в правовой регламентации и приобрел опыт, который будет
полезно обобщить.
Стр.4
5
Множество проблем в управлении организациями (фирмами,
предприятиями, учреждениями и т.д.) самого разного масштаба и
специализации возникает из-за того, что за грамотным определением целей
нередко следует набор действий и мероприятий, имеющих к этим целям самое
отдаленное отношение. В масштабах государства это проявляется, например, в
том, что принимаемые законы не работают, в масштабах предприятия – в том,
что распоряжения руководства приводят к результатам, которые прямо
противоположны запланированным. Причина в том, что мало принять закон
или распоряжение – необходимо предусмотреть механизмы их реализации
(механизм (mechanism) – 1) система, устройство, определяющее порядок
какого-либо вида деятельности; 2) совокупность правил, законов и процедур,
регламентирующих взаимодействие участников организационной системы; 3)
совокупность процедур принятия управленческих решений центром)[44].
Целью данной работы является выявление противоречий в части
реализации законодательства в области обеспечения безопасности
жизнедеятельности населения на примере Иркутской области.
Задачами работы является:
1. Провести анализ законодательства Российской Федерации и
Иркутской области в области гражданской обороны, защиты населения и
территорий от ЧС.
2. Определить конфликты в управлении реализацией законодательства
в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
3. Разработать предложения по разрешению конфликтных ситуаций.
Объект исследования - законодательная база в области гражданской
обороны, защиты населения и территорий от ЧС.
Предмет исследования - противоречия в законодательной базе между
нормативными правовыми актами Российской Федерации и Иркутской области.
Стр.5