Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Методика обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности чтению на английском языке

0   0
АвторыБогомыстренко Наталья Валерьевна
ИздательствоФГБОУ ВПО "ИГЛУ"
Страниц93
ID343428
АннотацияВ выпускной квалификационной работе магистра теоретически обосновывается и разрабатывается методика обучения младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью чтению на английском языке в условиях общеобразовательной школы.
Методика обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности чтению на английском языке / Н.В. Богомыстренко .— Иркутск : ФГБОУ ВПО "ИГЛУ", 2016 .— 93 с. — URL: https://rucont.ru/efd/343428 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Боргомыстренко Наталья Валерьевна Методика обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности чтению на английском языке Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ 7-3-94 Направление подготовки/ специальность: 45.04.02 Лингвистика Направленность (профиль): Инновации в обучении языку и культуре Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и лингводидактики Казанцева Е.М. <...> Особенности младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в контексте инклюзивного лингвистического образования 1.1. <...> Инклюзивное лингвистическое образование как социальный и педагогический феномен………………………………………………………. <...> Особенности детей младшего школьного возраста с СДВГ …………………. <...> Психолого-педагогические условия процесса обучения иностранным языкам детей с СДВГ …………………. <...> Методическая система обучения младших школьников с СДВГ чтению на английском языке 2.1. <...> ………………….…………….…………. ….92 3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью совершенствования процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции с учетом индивидуальных особенностей учащихся. <...> Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство, которое проявляется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. <...> Его симптомами являются повышенная двигательная расторможенность, импульсивность и трудности в концентрации внимания. <...> Это приводит к тому, что требования ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г <...>
Методика_обучения_детей_с_синдромом_дефицита_внимания_и_гиперактивности_чтению_на_английском_языке.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) Кафедра педагогики и лингводидактики Боргомыстренко Наталья Валерьевна Методика обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности чтению на английском языке Выпускная квалификационная работа студента группы ЕАЛИ 7-3-94 Направление подготовки/ специальность: 45.04.02 Лингвистика Направленность (профиль): Инновации в обучении языку и культуре Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры педагогики и лингводидактики Казанцева Е.М. ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) И. о. заведующего кафедрой: канд. пед. наук, доцент Жданко Т.А. ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) И.о. заведующего выпускающей кафедрой педагогики и лингводидактики канд. пед. наук, доцент Жданко Т.А. ____________ «___» ______________ 20__ г. (подпись) Иркутск 2016
Стр.1
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ……………………………………………………………………………….3 Глава I. Особенности младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в контексте инклюзивного лингвистического образования 1.1. Инклюзивное лингвистическое образование как социальный и педагогический феномен………………………………………………………...……10 1.2. Особенности детей младшего школьного возраста с СДВГ …………………..16 1.3. Психолого-педагогические условия процесса обучения иностранным языкам детей с СДВГ …………………...…………………………………………………......25 Выводы по 1 главе ………………………………………………………………........35 Глава II. Методическая система обучения младших школьников с СДВГ чтению на английском языке 2.1. Содержание обучения чтению на иностранном языке младших школьников с СДВГ……………………………………………………………………………………37 2.2. Методика обучения младших школьников с СДВГ чтению на английском языке……………………………………………………………………………………49 2.3. Методические рекомендации по обучению иностранным языкам детей с СДВГ……………………………………………………………………………………66 Выводы по 2 главе …………………………………………………………………….77 Заключение …...……………………………………………………….……….……..79 Список использованной литературы ………….………………………………….82 Приложение 1 ………………………..…………………..…………….…………. …..92
Стр.2
3 ВВЕДЕНИЕ Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью совершенствования процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Новый закон «Об образовании» четко обозначил право каждого человека на образование: «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (с. 2 п. 27). Речь идет об инклюзивном образовании, дающем возможность обучения любому человеку с учетом его особенностей. В связи с этим в настоящее время проблеме инклюзивного образования уделяется все больше внимания, об этом свидетельствуют многочисленные исследования в этой области таких авторов, как С.В. Алехина [3], М. Р. Битянова [12], Н. Н. Малофеев [42], Т. В. Фуряева [79]. Некоторые авторы полагают, что общество не пока готово к введению инклюзивного образования в систему общего образования, поскольку недостаточно отработаны как нормативно-правовые, так и содержательные аспекты обучения особых детей, не определены их права в отношении получения цензового образования. Тем не менее, ряд педагогов, психологов, социологов H.H. Малофеев [43], О. И. Политика [61], Е.Р. Ярская-Смирнова [90] и др. проявляют интерес к вопросам интеграции в социальную среду лиц с различными нарушениями развития и ограниченными возможностями здоровья. Необходимо отметить, что зарубежная практика инклюзии в образовании имеет более богатый опыт. В западных странах система инклюзивного образования на гораздо более высоком уровне и теоретически лучше разработана. Например, в Европе, Америке эффективность системы специального образования уже исследована такими учеными и практиками, как С. Thomas, Р. Walker, J. Webb [92].
Стр.3
4 В Великобритании и США была описана практика реализации инклюзивного обучения детей с физическими нарушениями авторами L. Florian [92] и D. Pullin [93]. Е. Wright [92] разрабатывал систему принципов реализации идей инклюзивного обучения, а также описывал пути развития практики инклюзивного обучения детей с инвалидностью в различных странах мира. Вместе с тем, многие вопросы до сих пор остаются нерешенными, в частности почти не затронута проблема инклюзивного образования в области иностранных языков. И это несмотря на то, что в век глобализации и открытой межкультурной коммуникации увеличивается потребность в знании иностранного языка. Безусловно, проблема обучения иностранным языкам детей с особенностями в развитии неоднократно подвергалась изучению Л.И. Логиновой [40], В.Г. Тылец [75], и др. Между тем, как показывает практика, а также проведенный анализ литературы без должного внимания остается проблема обучения иностранным языкам детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Актуальность рассмотрения проблемы обучения иностранным языкам детей с СДВГ подтверждается тем фактом, что данный сидром встречается у детей довольно часто, например, в США от 4 до 20%, в Германии – 9-18%. В России отсутствуют данные о его распространенности среди школьников, но если брать за основу, что в среднем в развитых странах диагностируют 24-40% школьников с данным расстройством, то можно сказать, что в классе, по меньшей мере, 1-2 ученика будут с СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это расстройство, которое проявляется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. Его симптомами являются повышенная двигательная расторможенность, импульсивность и трудности в концентрации внимания. Все это сказывается на
Стр.4
5 процессе обучения и иностранным языкам в том числе. Особенно, когда речь идет о тех видах деятельности, которые требуют особой усидчивости, например, при чтении. Чтение само по себе представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, а для детей с СДВГ эта деятельность становится еще более сложной вследствие наличия ряда проблем, связанных с невозможностью подолгу удерживать свое внимание на «рутинном» процессе, действовать по определенному алгоритму, не забегать вперед, выслушивая задачу к выполнению действия до конца. Это приводит к тому, что требования ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357), согласно которым ученик младших классов должен научиться соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом; читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале; читать про себя и находить в тексте необходимую информацию не выполняются Такое состояние дел в теории и практике обучения детей с СДВГ чтению на иностранном языке обусловливает наличие следующих противоречий:  между необходимостью выполнять требования ФГОС НОО в области обучения всех детей младшего школьного возраста чтению на иностранном языке и отсутствием должного внимания к проблеме обучения чтению на английском языке детей с СДВГ;  между актуальными потребностями детей с особенностями развития в овладении чтением на английском языке и отсутствием теории и технологии обучения
Стр.5