Философия • Публицистика Роман РЕДЛИХ ПРАВОСЛАВНАЯ СХОЛАСТИКА Проблема подлинно сущего в философии русских духовных академий Внезапный, для многих неожиданный, взлет русской философии в начале нашего века зачастую отождествляется с теократическим утопизмом Владимира Соловьева и с так называемым новым религиозным сознанием, с богоискательством Розанова, Мережковского и Тернавцева, центром которого были религиозно-философские собрания. <...> Их творчество исходит из других традиций и сродно, на наш взгляд, скорее с тем направлением, которое неприметно для бурливой общественности росло и зрело в недрах духовных академий прошлого века. <...> ПРАВОСЛАВНАЯ СХОЛАСТИКА Философская работа в русских духовных академиях вовсе не была в состоянии запустения, как это думали в прогрессивных кругах. <...> Верно, что русская духовная школа и внешне, и внутренне сторонилась охватившего тогдашнюю интеллигенцию неистового секуляризма и что такие несомненно философские таланты, как Голубинский, Кудрявцев-Платонов, Юркевич и архиепископ Никанор Бровкович, оставались сравнительно мало известными даже в славянофильской среде. <...> Но и перешедшие уже в наш век Несмелов, Каринский, Тареев, митрополит Антоний Храповицкий были не более из190 ГРАНИ вестны. <...> В духовных академиях задачу философии видели прежде всего в уяснении правды веры, в раскрытии и осмыслении содержаний веросознания, в выражении веры в формах рационального философского мышления. <...> Очевидность божественного в бытии, раскрывающаяся 191 1 НАН И в акте веры, здесь равнозначна очевидности бытия вообще, а абсолютное бытие переживается как подлинно сущее. <...> Помимо прямого влияния Кудрявцева и Юркевича на Владимира Соловьева и Несмелова на Бердяева, непосредственное изучение их трудов открывает в них чуть ли не все элементы специфически русского подхода к философии, проявившиеся уже в самом рождении идеал-реалистического и персоналистического направления в ней <...>