Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 528739)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

История социологии: современный этап

0   0
АвторыЗборовский Гарольд Ефимович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц260
ID342263
АннотацияВ учебнике рассматривается развитие социологической науки в границах её современного этапа (от 1920-х гг. до наших дней). Анализируются основные периоды, а в их рамках - парадигмы, теории и концепции социологической науки. Значительное внимание уделяется творчеству крупнейших зарубежных и отечественных социологов XX - начала XXI вв.
ISBN978-5-93190-308-8
История социологии: современный этап [Электронный ресурс] / Г. Е. Зборовский .— Сургут : РИО СурГПУ, 2015 .— 260 с. — ISBN 978-5-93190-308-8 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/342263

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЕЛЬЦИНА» Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ: современный этап УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ Сургут – Екатеринбург 2015 –1– УДК 316(07) ББК 60.51(0)6я73 З–41 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Доктор социологических наук, профессор А.Б. Гофман Доктор философских наук, профессор Г.П. Орлов Доктор социологических наук, профессор Е.А. Шуклина Зборовский, Г. Е. <...> З–41 История социологии: современный этап : учеб. для вузов / Г. Е. Зборовский ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. <...> Общая характеристика социологии ХХ – начала XXI вв. <...> Общая характеристика и проблемное поле «Польского крестьянина…» . <...> Чикагская школа в социологии, ее основные этапы, достижения, значение для последующего развития социологии . <...> ЗАРОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СОЦИОЛОГИЙ . <...> Индустриальная социология и теория человеческих отношений . <...> Жизненный путь и общая характеристика творчества . <...> Жизненный путь и общая характеристика творчества . <...> Жизненный путь и общая характеристика творчества . <...> Консервативное течение психоаналитической ориентации в социологии . <...> Повседневная социальная реальность и жизненный мир как предмет феноменологической социологии . <...> Повседневное знание и его социализация как проблема феноменологической социологии . <...> Этнометодология как парадигма социологии второй половины ХХ в. <...> Второе рождение отечественной социологии (конец 1950-х – начало 1970-х гг.) <...> Институционализация отечественной социологии в условиях перестроечного и постперестроечного периода . <...> Институционализация социологии в системе высшего образования . <...> Институционализация социологии в Уральском регионе в перестроечный и постперестроечный период . <...> Суть его состоит в том, чтобы рассматривать процесс развития социологии, ее главные теории и парадигмы в рамках <...>
История_социологии_современный_этап.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
История_социологии_современный_этап.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА» Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ: современный этап УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ Сургут – Екатеринбург 2015 –1–
Стр.1
УДК 316(07) ББК 60.51(0)6я73 З–41 Печатается по решению Редакционно-издательского совета СурГПУ Рецензенты: Доктор социологических наук, профессор А.Б. Гофман Доктор философских наук, профессор Г.П. Орлов Доктор социологических наук, профессор Е.А. Шуклина Зборовский, Г. Е. З–41 История социологии: современный этап : учеб. для вузов / Г. Е. Зборовский ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т» ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Урал. федер. ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина». – 2-е изд., испр. и доп. – Сургут [и др.] : РИО СурГПУ, 2015. – 259, [1] с. ISBN 978-5-93190-308-8 В учебнике рассматривается развитие социологической науки в границах её современного этапа (от 1920-х гг. до наших дней). Анализируются основные периоды, а в их рамках – парадигмы, теории и концепции социологической науки. Значительное внимание уделяется творчеству крупнейших зарубежных и отечественных социологов XX – начала XXI вв. Для студентов, аспирантов, преподавателей и всех тех, кто интересуется проблемами истории, теории и методологии социологии. УДК 316(07) ББК 60.51(0)6я73 ISBN 978-5-93190-308-8 © Зборовский Г.Е., 2015 © Сургутский государственный педагогический университет, 2015 © Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2015 –2–
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ........................................................................................................................................................ 8 ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ ХХ – НАЧАЛА XXI вв.: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПРЕДМЕТ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ .............................................. 10 § 1. Общая характеристика социологии ХХ – начала XXI вв. ..................................................................... 10 1.1. Понятие современного этапа социологии ........................................................................................ 10 1.2. Временные границы современного этапа социологии и их основания ........................................... 11 1.3. Особенности современного этапа социологии ................................................................................. 12 § 2. Периодизация социологии ХХ – начала XXI вв. ................................................................................... 14 2.1. Первый период (1920 – 1930-е гг.) .................................................................................................... 14 2.2. Второй период (1940 – 1960-е гг.) .................................................................................................... 15 2.3. Третий период (1970-е – первая половина 1980-х гг.) ...................................................................... 16 2.4. Четвертый период (вторая половина 1980-х – 2010-е гг.) ................................................................ 18 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 20 Литература .................................................................................................................................................. 20 ГЛАВА 2. АМЕРИКАНСКАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В 1920 – 1930-е гг. ЧИКАГСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ......... 21 § 1. Появление и характерные особенности эмпирической социологии ..................................................... 21 1.1. Понятие эмпирической социологии и причины ее появления ......................................................... 21 1.2. Принципы и постулаты позитивизма в эмпирической социологии ................................................. 22 1.3. Специфика эмпирического социологического знания ..................................................................... 23 1.4. Разновидности эмпирической социологии ....................................................................................... 24 1.5. Причины «американизации» эмпирической социологии ................................................................. 24 § 2. Развитие эмпирической социологии в США в 1920 – 1930-е гг. ........................................................... 25 2.1. Вехи творческого пути У. Томаса и Ф. Знанецкого ......................................................................... 26 2.2. Общая характеристика и проблемное поле «Польского крестьянина…» ........................................ 27 2.3. Подходы к изучению и решению проблем ....................................................................................... 28 2.4. Бурное развитие эмпирической социологии в США ........................................................................ 29 § 3. Чикагская школа в социологии, ее основные этапы, достижения, значение для последующего развития социологии ..................................................................................................................................... 30 3.1. Подготовительный этап деятельности Чикагской школы ................................................................ 30 3.2. Основной этап деятельности Чикагской школы .............................................................................. 31 3.3. Жизненный и профессиональный путь Р. Парка и Э. Бёрджесса .................................................... 31 3.4. Основные содержательные характеристики Чикагской школы ....................................................... 34 3.5. Характеристика взглядов У. Огборна и Л. Вирта ............................................................................. 36 § 4. Кризис Чикагской школы и ее значение для социологии ...................................................................... 37 4.1. Причины кризиса Чикагской социологической школы ................................................................... 37 4.2. Значение Чикагской школы в истории социологии ......................................................................... 38 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 39 Литература .................................................................................................................................................. 39 ГЛАВА 3. ЗАРОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕВЫХ СОЦИОЛОГИЙ ........ 40 § 1. Индустриальная социология и теория человеческих отношений ......................................................... 40 1.1. Зарождение индустриальной социологии ........................................................................................ 40 1.2. Хоторнский эксперимент .................................................................................................................. 41 1.3. Теория человеческих отношений как результат Хоторнского эксперимента .................................. 42 § 2. Социометрия и изучение групп в социологии ....................................................................................... 43 2.1. Понятие социометрии. Творчество Дж. Морено .............................................................................. 43 2.2. Изучение социальных групп в социологии ...................................................................................... 45 –3–
Стр.3
§ 3. Развитие отраслевых социологий в 1930 – 1940-е гг. ............................................................................ 47 3.1. Военная социология .......................................................................................................................... 47 3.2. Отрасли социологии в сфере производства ...................................................................................... 48 § 4. Достижения в области методологии и методики исследований. Социологическое творчество П. Лазарсфельда ............................................................................................................................................ 49 § 5. Расцвет и «болезни» эмпирической социологии ................................................................................... 51 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 52 Литература .................................................................................................................................................. 53 ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ: П. СОРОКИН, Т. ПАРСОНС, Р. МЕРТОН ................................................................................ 54 § 1. П. Сорокин: социологические теории американского периода творчества .......................................... 54 1.1. Жизненный путь и общая характеристика творчества ..................................................................... 54 1.2. Основные идеи работы «Социология революций» .......................................................................... 55 1.3. Концепция социальной стратификации и социальной мобильности ............................................... 56 1.4. Концепция социокультурной динамики ........................................................................................... 57 1.5. Идеи интегрализма в социологии П. Сорокина ................................................................................ 58 § 2. Теории социального действия, социальной системы и структурно-функционального анализа Т. Парсонса ................................................................................................................................................... 59 2.1. Жизненный путь и общая характеристика творчества ..................................................................... 59 2.2. Теории социального действия, социальных систем, структурного функционализма ..................... 61 2.3. Общество и его типы ........................................................................................................................ 63 2.4. Стадии эволюции обществ ................................................................................................................ 66 § 3. Социологические концепции Р. Мертона .............................................................................................. 67 3.1. Жизненный путь и общая характеристика творчества ..................................................................... 67 3.2. Разработка теории структурно-функционального анализа .............................................................. 68 3.3. Теория среднего уровня .................................................................................................................... 69 3.4. Исследование девиантного поведения и способов адаптации ......................................................... 71 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 73 Литература .................................................................................................................................................. 73 ГЛАВА 5. ПСИХОАНАЛИЗ В СОЦИОЛОГИИ ......................................................................................... 75 § 1. З. Фрейд – создатель психоанализа ........................................................................................................ 75 § 2. Консервативное течение психоаналитической ориентации в социологии ........................................... 77 2.1. «Индивидуальная психосоциология» А. Адлера .............................................................................. 77 2.2. Психосоциологические взгляды К. Юнга ......................................................................................... 79 2.3. Проблема личности и типология поведения в творчестве К. Хорни ............................................... 80 § 3. Гуманизм социологического учения Э. Фромма ................................................................................... 81 3.1. Основные этапы жизненного пути ................................................................................................... 81 3.2. Концепция личности в творчестве Э. Фромма ................................................................................. 83 3.3. Теория социального характера Э. Фромма ....................................................................................... 84 3.4. Развитие капиталистического общества и проблема отчуждения в творчестве Э. Фромма ........... 87 § 4. Теория социального характера Д. Рисмена ............................................................................................ 88 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 89 Литература .................................................................................................................................................. 90 ГЛАВА 6. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ ..................................................................... 91 § 1. Общая характеристика ........................................................................................................................... 91 § 2. Взгляды Г. Маркузе ................................................................................................................................ 93 § 3. Идеи Т. Адорно ...................................................................................................................................... 95 § 4. Творчество Ю. Хабермаса ...................................................................................................................... 96 4.1. Критическая направленность работ .................................................................................................. 96 4.2. Теории коммуникативного действия и колонизации жизненного мира .......................................... 98 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 101 Литература .................................................................................................................................................. 101 –4–
Стр.4
ГЛАВА 7. ПАРАДИГМЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИОЛОГИИ. ТЕОРИИ КОНФЛИКТА И ОБМЕНА ........................................................................................ 102 § 1. Понятие парадигмы в социологии: различия в подходах ...................................................................... 102 1.1. Подходы к пониманию парадигмы в отечественной социологии .................................................... 102 1.2. Подходы к трактовке парадигмы в западной социологии ................................................................ 104 § 2. Парадигма конфликта ............................................................................................................................. 105 2.1. Проблема конфликта в творчестве К. Маркса и его критиков ......................................................... 105 2.2. Взгляды Л. Козера на парадигму конфликта .................................................................................... 106 2.3. Взгляды Р. Дарендорфа на парадигму конфликта ............................................................................ 108 2.4. Другие теории конфликта ................................................................................................................. 109 § 3. Парадигма обмена .................................................................................................................................. 110 3.1. Общая характеристика ...................................................................................................................... 110 3.2. Теория обмена Дж.К. Хоманса ......................................................................................................... 112 3.3. Взгляды П. Блау ................................................................................................................................ 114 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 117 Литература .................................................................................................................................................. 117 ГЛАВА 8. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА ............. 119 § 1. Общая характеристика символического интеракционизма ................................................................... 119 1.1. Специфика символического интеракционизма как социологической парадигмы .......................... 119 1.2. Чикагское и Айовское направления ................................................................................................. 120 § 2. Дж.Г. Мид – основатель символического интеракционизма ................................................................. 121 2.1. Концепция символического интеракционизма ................................................................................. 121 2.2. Концепция личности и ее структуры ................................................................................................ 123 § 3. Социологическое творчество Г. Блумера ............................................................................................... 125 3.1. Проблема символического взаимодействия ..................................................................................... 125 3.2. Анализ коллективного поведения ..................................................................................................... 126 § 4. Идеи символического интеракционизма в работах Э. Гофмана ............................................................ 128 4.1. Общая характеристика творчества ................................................................................................... 128 4.2. Исследование мира повседневной жизни людей .............................................................................. 129 4.3. Рамочный анализ ............................................................................................................................... 130 4.4. Проблема личности и «драматургический подход» ......................................................................... 131 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 132 Литература .................................................................................................................................................. 132 ГЛАВА 9. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ И ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ .............................. 133 § 1. Понятие феноменологической социологии и ее теоретические истоки ................................................ 133 1.1. Понятие феноменологической социологии ...................................................................................... 133 1.2. Теоретические истоки феноменологической социологии в творчестве Э. Гуссерля ...................... 134 1.3. Теоретические истоки феноменологической социологии в творчестве М. Шелера ........................ 135 § 2. А. Шюц – основоположник феноменологической социологии ............................................................. 137 2.1. Краткий биографический очерк ........................................................................................................ 137 2.2. Повседневная социальная реальность и жизненный мир как предмет феноменологической социологии .................................................................................................................................................... 138 2.3. Повседневное знание и его социализация как проблема феноменологической социологии .......... 139 2.4. Концепция «возвращающегося домой» ............................................................................................ 141 § 3. Проблемы феноменологической социологии в творчестве П. Бергера и Т. Лукмана .......................... 143 3.1. Краткий биографический очерк ........................................................................................................ 143 3.2. Социальное конструирование реальности ........................................................................................ 144 3.3. Проблема социализации и роль знания в ее анализе ........................................................................ 145 § 4. Этнометодология как парадигма социологии второй половины ХХ в. ................................................. 147 4.1. Общая характеристика ...................................................................................................................... 147 4.2. Основные понятия и принципы этнометодологии ........................................................................... 148 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 150 Литература .................................................................................................................................................. 151 –5–
Стр.5
ГЛАВА 10. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ .............................................................................. 152 § 1. Общая характеристика ........................................................................................................................... 152 § 2. Теория систем Н. Лумана и проблема общества в ней .......................................................................... 153 2.1. Теория общества как системы .......................................................................................................... 154 2.2. Коммуникация и социальная система .............................................................................................. 155 § 3. Теория мир-системного анализа И. Валлерстайна ................................................................................ 156 § 4. Трактовки общества в социологических концепциях глобализации .................................................... 158 § 5. Сетевая теория общества ........................................................................................................................ 162 § 6. Социологическая теория нанообщества ................................................................................................ 164 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 166 Литература .................................................................................................................................................. 167 ГЛАВА 11. ИНТЕГРАТИВНАЯ (ОБЪЕДИНИТЕЛЬНАЯ) ПАРАДИГМА ............................................... 168 § 1. Классификация и общая характеристика интегративных теорий ......................................................... 168 § 2. Американские интегративные модели ................................................................................................... 170 § 3. Теория структурации .............................................................................................................................. 172 3.1. Общая характеристика творчества Э. Гидденса ............................................................................... 172 3.2. Основные положения и понятия теории структурации .................................................................... 173 3.3. Дуальность структуры ...................................................................................................................... 175 § 4. Теории социального пространства, поля и габитуса ............................................................................. 177 4.1. Общая характеристика творчества П. Бурдье .................................................................................. 177 4.2. Основные положения теории социального пространства ................................................................ 178 4.3. Основные положения концепции габитуса ...................................................................................... 180 § 5. Деятельностно-активистские теории ..................................................................................................... 181 5.1. Теория А. Турена .............................................................................................................................. 181 5.2. Теория П. Штомпки .......................................................................................................................... 183 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 185 Литература .................................................................................................................................................. 185 ГЛАВА 12. ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ПАРАДИГМА .............................................................................. 187 § 1. Общая характеристика и основные черты постмодернистской парадигмы в социологии ................... 187 1.1. Общая характеристика ...................................................................................................................... 187 1.2. Основные черты постмодернистской парадигмы в социологии ...................................................... 189 1.3. Отношение к постмодернизму .......................................................................................................... 191 § 2. Теории постструктурализма в социологии ............................................................................................ 192 2.1. Концепция Ж. Деррида ..................................................................................................................... 193 2.2. Взгляды М. Фуко .............................................................................................................................. 194 § 3. Умеренная постмодернистская социологическая теория ...................................................................... 195 § 4. Радикальная постмодернистская социологическая теория ................................................................... 198 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 200 Литература .................................................................................................................................................. 201 ГЛАВА 13. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ С РУБЕЖА 1910 – 1920-х гг. ДО НАЧАЛА 1930-х гг. ........................................................... 202 § 1. Отечественная социология в 1917 – 1922 гг. ......................................................................................... 202 § 2. Отечественная социология в 1920 – 1930-е гг. ...................................................................................... 204 2.1. Марксистская теоретическая социология в СССР ........................................................................... 204 2.2. Конкретно-социологические исследования в СССР ........................................................................ 207 § 3. Итоги периода ........................................................................................................................................ 210 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 211 Литература .................................................................................................................................................. 212 –6–
Стр.6
ГЛАВА 14. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ В КОНЦЕ 1950-х – 1980-е гг. ...................................... 213 § 1. Второе рождение отечественной социологии (конец 1950-х – начало 1970-х гг.) ................................ 213 1.1. Первые попытки институционализации ........................................................................................... 213 1.2. Продолжение институционализации (конец 1960-х – начало 1970-х гг.) ........................................ 218 § 2. Социология в СССР в период застоя и перехода к перестройке (1970 – 1980-е гг.) ............................. 221 2.1. Особенности ситуации в социологии в период застоя ..................................................................... 221 2.2. Достижения и проблемы ................................................................................................................... 222 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 225 Литература .................................................................................................................................................. 226 ГЛАВА 15. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ С КОНЦА 1980-х гг. ДО НАШИХ ДНЕЙ .................. 227 § 1. Институционализация отечественной социологии в условиях перестроечного и постперестроечного периода ..................................................................................................................... 227 1.1. Новые возможности развития социологических исследований ....................................................... 227 1.2. Институционализация социологии в системе высшего образования .............................................. 229 1.3. Достижения и проблемы издательской деятельности ...................................................................... 230 1.4. Создание научных общественных объединений .............................................................................. 231 § 2. Основные особенности развития отечественной социологии в перестроечный и постперестроечный период ........................................................................................................................ 232 2.1. Усиление интеграционных процессов в социологии ....................................................................... 232 2.2. Новое социологическое мышление .................................................................................................. 233 2.3. Основные направления социологических исследований в современной России ............................ 235 2.4. Развитие рынка социологических услуг ........................................................................................... 236 2.5. Развитие социологии в российских регионах ................................................................................... 236 2.6. Российская социология в 2000 – 2014 гг. ......................................................................................... 239 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 241 Литература .................................................................................................................................................. 241 ГЛАВА 16. СОЦИОЛОГИЯ НА УРАЛЕ В ХХ – НАЧАЛЕ XXI вв. .......................................................... 242 § 1. Социологические исследования на Урале в 1920-х – первой половине 1930-х гг. ............................... 243 § 2. Второе рождение социологии на Урале ................................................................................................. 245 2.1. Особенности Уральской социологической школы ........................................................................... 245 2.2. Социологические исследования в Свердловской области ............................................................... 246 2.3. Социологические исследования в Пермской области ...................................................................... 248 2.4. Социологические исследования в Челябинской области ................................................................. 249 2.5. Социологические исследования в Башкирской автономной республике ........................................ 249 § 3. Социология на Урале с конца 1980-х гг. до наших дней ....................................................................... 250 3.1. Институционализация социологии в Уральском регионе в перестроечный и постперестроечный период ........................................................................................................................ 250 3.2. Основные центры и направления развития социологии на Урале с конца 1980-х гг. до наших дней ............................................................................................................................................... 253 Вопросы и задания ........................................................................................................................................ 256 Литература .................................................................................................................................................. 257 Заключение .................................................................................................................................................... 258 –7–
Стр.7
ВВЕДЕНИЕ Уважаемые читатели! Перед вами – вторая часть учебника по истории социологии, посвященная рассмотрению современного этапа ее развития. Первая часть, в которой давалась характеристика классического этапа социологической науки, была опубликована в 2014 г.1. Вторая часть, являющаяся продолжением первой, написана в соответствии с содержанием и требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования 2010 г. по направлению подготовки 04.00.01 Социология и охватывает практически все темы курса истории социологии, ее современного этапа. В хронологическом отношении это время от 1920-х гг. до наших дней. Таким образом, обе части учебника составляют единство и охватывают весь процесс развития социологической науки – с ее зарождения в 1830-х гг. до современного состояния. В предлагаемой вниманию читателей книге сочетаются два принципа изложения материакоторый использован при написании учебника2. Суть его состоит в том, чтобы рассматривать процесс развития социологии, ее главные теории и парадигмы в рамках пяти основных метапарадигм – классической, неоклассической, постклассической, неклассической и постнеклассической. Под метапарадигмой автор понимает обобщающую теоретическую характеристику ряда близких, «родственных» парадигм. Отличительная особенность метапарадигмы заключается в том, что объектом ее исследовала – хронологический, процессуальный, показ развития социологии от периода к периоду и проблемный анализ ее основных метапарадигм, парадигм и теорий. Принцип рассмотрения достижений науки в отдельных странах используется частично: в первых главах, когда речь идет о развитии социологии в США, и в последних, когда характеризуются ее изменения в России / СССР / России. Вместе с тем, учебник содержит материал, в котором анализируются процессы развития социологии как в Западной Европе и США, так и в России ХХ – начала ХХI в. У читателя появляется возможность сравнить, сопоставить и систематизировать социологическое знание, созданное в это время, практически во всех странах, где наиболее активно прогрессировала эта наука. Особо следует сказать о метапарадигмальном подходе к анализу современной социологии, ния являются парадигмы и теории, взятые во взаимосвязи, а критерием выделения метапарадигм является определенная картина мира и общества. Понятно, что появление каждый раз новой такой картины приводит к возникновению новой метапарадигмы. Но при этом важно понимать, что ни одна из метапарадигм не может быть принята в качестве универсальной, а имеет значение лишь в определенных границах своих эвристических (познавательных) возможностей. И еще одно важное замечание. Из приведенных выше названий метапарадигм следует, что основанием их выделения является отношение каждой к классической социологии. Мы считаем, что поскольку фундамент социологической науки был заложен классической социологической метапарадигмой, включающей в себя парадигмы позитивизма, марксизма, эволюционизма, веберианства (подробнее см. об этом в первой части учебника), все остальные существующие метапарадигмы должны определяться, прежде всего, принятием / отрицанием ее основных положений. В учебнике сочетается анализ характерных черт, периодов, направлений, школ, парадигм и творчества отдельных персоналий (прежде всего наиболее крупных ученых, многие из которых стали классиками мировой социологии), наиболее ярко выражающих специфику каждого из периодов и направлений. Так, при рассмотрении структурно-функционального анализа в социологии вначале дается его общая характеристика, а затем анализируется творчество Т. Парсонса, Р. Мертона и др. Это же делается при рассмотрении символического интеракционизма, феноменологической социологии, парадигм обмена, конфликта и т. д. При рассмотрении творчества выдающихся и просто крупных представителей социологической науки, работавших в условиях современного этапа ее развития, приводятся краткие жизнеописания ученых (даются биографические очерки, описываются вехи жизненного пути, раскрываются общие особенности творчества). Все это делается для того, чтобы за схематичным изложением теорий, идей и взглядов социологов читатели видели живых людей – с их подчас сложным жизненным путем, коллизиями личной судьбы и профессиональной карьеры. В главах, посвященных описанию и характеристике процессов, происходивших в отечественной социологии ХХ – начала ХХI в., раскрываются особенности ее основных периодов и преобразований в ней. Их трактовка осуществляется с учетом центральной проблемы советской / рос сийской социологии – ее отношения с властью. 1 Зборовский Г.Е. История социологии: классический этап: учебник для вузов. Сургут – Екатеринбург, 2014. 2 Подробнее о нем см.: Зборовский Г.Е. Теоретическая социология XX – начала XXI века. Екатеринбург, 2007. –8–
Стр.8
В конце каждой главы (как и в первой части) содержатся не только списки рекомендуемой литературы (первоисточники, учебники и учебные пособия, монографии), но и вопросы и задания для лучшего усвоения материала. По ним можно успешно готовиться как к семинарским занятиям, так и к выполнению самостоятельных работ, зачетам и экзаменам. Немалую методическую и справочную помощь окажет студентам оглавление, в котором указано название не только глав, но и составляющих их разделов. Настоящее издание учебника является третьим по счету, начиная с 2000 г. Оно написано на основе издания 2004, 2007 гг., допущенного Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социология», и является обновленной и дополненной работой. Предшествующие издания прошли «испытание временем» в виде положительных отзывов, рецензий и нескольких тиражей. Более 20 лет автор читал студентам университетов г. Екатеринбурга лекции по истории социологии, на основе которых и был написан учебник. По меньшей мере, два последних поколения отечественных социологов слушали эти лекции и получали профессиональную подготовку по предшествующим изданиям учебника. Автор надеется, что приходящее новое поколение будущих социологов проникнется интересом и к истории социологии, и к замечательной профессии социолога, приобрести которую можно, только овладев знаниями, созданными нашими великими предшественниками. –9–
Стр.9