Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Грани  / № 16 1952

Безумие рационализма (90,00 руб.)

0   0
Первый авторЛевицкий
Страниц7
ID341676
АннотацияСтатья посвящена рассмотрению проблемы рационализма и иррационализма, о зараженности западной цивилизации рационализмом,о разуме и рассудке.
Левицкий, С. Безумие рационализма / С. Левицкий // Грани .— 1952 .— № 16 .— С. 156-162 .— URL: https://rucont.ru/efd/341676 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Разу м ест ь бесст р а шнь т и бесстрастны й свидетель истины, рассудо к ж е ест ь вооруженный со - фистикой адвокат, стремящийся н е к исти - не, а к е е подобию, готовый защищать лю - бую ложь, гримируя е е по д попранну ю и преданну ю и м истину. <...> •Следуя лучшим традициям немецкой и русско й философии, м ы производим тер - мин «рационализм» не от «разума», а'о т «рассудка» . <...> Стихи я рассудк а — в по - строении сет и силлогизмов. <...> В нормальной иерархи и дух а рассудо к ест ь низшая, хот я и необходимая функция ума. <...> Нормально (о т .слова «норма») рассудо к служит разу - му, о т которого зависит правильное усмот - рение верховны х посылок: разу м бе з рассудк а приводит к ольянеяности интеллектуальным созерцанием, пр и неспособност и подчинить усматриваемы м многообразную ткан ь идеям действительности. <...> Есл и ж е к этому афористическому диагнозу прибавить: «и, в конце концов, обезумевший рассудо к вн е и против разума- , т о м ы по - лучим основные исторические категории «безумия рационализма». <...> Инач е говоря, рационализм в изыскани и средст в достижения цели может уживать - с я характер е эти х целей. <...> Противоречивое совмещение крайнего ра - ционализма с не менее крайним иррационализмом составляе т одну и з самы х харак - терны х черт нашей эпохи. <...> То т самы й «иссу - шающий душ у рационализм», в которо м упрекал и в сво е врем я Запа д славянофи - лы, переста л быт ь чист о западно й чертой. <...> Дл я рассудк а н е 'существуе т н и добра, н и зла , но лишь польз а и вред . <...> Основно е заблуждени е рационализм а за - ключаетс я в убеждении, будт о рассудо к — господи н воли. <...> Таки м обра - зом, крайний рационализм подготовляет почву дл я торжеств а крайнего иррационализма <...>

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.