Работа предназначена для психологов, социальных и психосоциальных работников, преподавателей, аспирантов, а также широкого круга читателей, интересующихся возрастной проблематикой. <...> Возраст как фактор структурирования жизненного пути . <...> Эмпирическое исследование отношения к социально-возрастным нормам в подростковом возрасте. <...> Эмпирическое исследование возрастных аспектов социального сравнения . <...> Субъективный возраст как компонент социальной идентичности . <...> Проявляя в единстве традиционные и инновационные аспекты, возрастные характеристики часто сочетают в себе несочетаемое. <...> Существующие исследования возраста показывают, что физиологические аспекты роста, развития и старения не так важны, какстратегии, которыми социум интерпретирует, понимает и придает значение этим процессам. <...> Центральными вопросами, относительно которых будет организовано обсуждение специфики возрастных аспектов, являются проблемы социального познания, социализации и социальной идентичности. <...> Возрастные характеристики социального познания рассматриваются в логике протекания социально-познавательной активности, которая включает в себя процессы категоризации и социальной перцепции, возрастной схематизации и возрастной стереотипизации. <...> Возрастные характеристики представлены также в контексте обсуждения проблемы структурирования жизненного пути и влиянию на этот процесс современных социальнодемографических показателей. <...> Еще одной важной проблемой является теоретический анализ социально-возрастных норм и ожиданий,результаты которого подтверждаются в эмпирическом исследовании социально-возрастных норм в подростковом возрасте. <...> В качестве личностного компонента социальной идентичности рассматривается субъективный возраст. <...> Анализ существующих теоретических и эмпирических исследований субъективного возраста дополняют результаты нескольких авторских эмпирических исследований. <...> Существующие <...>
Возраст_как_социально-психологический_феномен__Монография.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
О.В. Курышева
ВОЗРАСТ
КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ФЕНОМЕН
Волгоград 2012
М
о
н
о
г
р
а
ф
и
я
Стр.1
ББК 88.374
К93
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Волгоградского государственного университета
Рецензенты:
доктор психологических наук, профессор,
зав. кафедрой общей и теоретической психологии
Ярославского государственного педагогического университета
им. К. Д. Ушинского В. А. Мазилов;
доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии
Волгоградского государственного университета А. Ю. Чернов
К93
Курышева, О. В.
Возраст как социально-психологический феномен [Текст] :
монография / О. В. Курышева ; Федер. гос. авт. образоват. учреждение
высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т ». – Волгоград :
Изд-во ВолГУ, 2012. – 306 с. – Библиогр.: с. 292–304.
ISBN 978-5-9669-1139-3
Монография посвящена анализу возраста в контексте социально-психологической
проблематики. Возраст раскрывается как единство и многообразие
биологических, социальных, психологических и социально-психологических
характеристик. В работе рассматриваются возрастные аспекты социального
познания, социализации и социальной идентичности как базовых
проблемных пространств современной социальной психологии. Особое внимание
уделено современным исследовательским подходам, реализуемым в
рамках эмпирических исследований.
Работа предназначена для психологов, социальных и психосоциальных
работников, преподавателей, аспирантов, а также широкого круга читателей,
интересующихся возрастной проблематикой.
ББК 88.374
ISBN 978-5-9669-1139-3
© Курышева О. В., 2012
© ФГАОУ ВПО «Волгоградский
государственный университет», 2012
© Оформление. Издательство Волгоградского
государственного университета, 2012
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................ 5
Глава 1. ВОЗРАСТ
В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО ÏÎÇÍÀÍÈß................. 9
1.1. Теоретический обзор проблематики
социального познания .................................................... 9
1.2.Проявление возрастных характеристик
в процессе êàòåãîðèçàöèè........................................... 23
1.3. Возрастные схемы
и процесс возрастной схематизации ........................ 42
1.4. Эмпирическое исследование содержания
и структуры возрастных схем самости .................... 63
1.5. Содержание, структура и функции
возрастных стереотипов .............................................. 93
1.6. Эмпирическое исследование
возрастных стереотипов молодежи ......................... 109
Выводы по главе ............................................................................. 119
Глава 2. ВОЗРАСТ
В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ÑÎÖÈÀËÈÇÀÖÈÈ.......... 122
2.1. Возрастные аспекты проблемы социализации.
Понятие социального возраста ................................ 122
2.2. Возраст как фактор структурирования
жизненного пути ......................................................... 134
2.3. Эмпирическое исследование
восприятия молодости
как этапа жизненного пути ....................................... 152
2.4. Социально-возрастные нормы и îæèäàíèÿ........... 160
2.5. Эмпирическое исследование отношения
к социально-возрастным нормам
в подростковом âîçðàñòå............................................ 177
Выводы по главе ............................................................................. 188
Глава 3. ВОЗРАСТ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА
СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ..................................... 190
3.1. Социальная идентичность
как психологический феномен.
Проблема возрастной идентичности ....................... 190
Стр.3
4
Содержание
3.2. Возраст как критерий социального ñðàâíåíèÿ..... 205
3.3. Эмпирическое исследование
возрастных аспектов социального сравнения ...... 218
3.4. Субъективный возраст
как компонент социальной идентичности .............. 252
3.5. Эмпирические исследования
субъективного âîçðàñòà.............................................. 270
Выводы по главе ............................................................................. 284
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................ 287
СПИСОК ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ............................................................... 292
Стр.4