Статья посвящена проблеме правового регулирования снятия с регистрации религиозных объединений в СССР и практике закрытия православных приходов на Европейском Севере СССР в 1950-1980-е годы. <...> В годы государственного атеизма политика властей была направлена на искоренение религиозных верований. <...> Важной задачей в деятельности местных органов власти и атеистической общественности являлось постепенное сокращение количества действующих приходов. <...> Для этого наряду с законными механизмами закрытия церквей на практике применялись произвольные основания ликвидации общин верующих. <...> В статье описываются различные способы воздействия на духовенство и верующих с целью ослабления материального положения и кадрового обеспечения православных приходов. <...> Наряду с открытой атеистической пропагандой, сопровождавшейся тотальным контролем религиозной жизни населения, властями применялись особые методы, затрагивающие финансовую деятельность религиозных объединений (регулирование цен на предметы культа, высокие налоги, сборы в патриотические фонды). <...> Северный регион отличался незначительным числом действующих приходов и большими расстояниями между ними, поэтому закрытие каждого из них лишало возможности верующих, проживающих на прилегающих территориях, регулярно посещать богослужения. <...> Как показывает исследование (автор использует материалы государственных и церковных архивов Архангельской и Вологодской областей), религиозным общинам часто предоставляли церкви, расположенные в удаленной местности, а в Архангельской области - деревянные сооружения. <...> Эти обстоятельства крайне затрудняли сохранение храмовых зданий и действующих приходов. <...> Кроме того, в северной деревне сложились объективные демографические предпосылки сокращения воспроизводства традиционных религиозных убеждений, что также приводило к затуханию приходской жизни. <...>