ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
РА З У М Н О Е П О В Е Д Е Н И Е И Я З Ы К
LANGUAGE AND REASONING
ЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
ДиФференционно-интеграционная
парадигма
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
ДИФФЕРЕНЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА
Док лады у час тни ков кр у глого с тола
(Мо ск в а , 12— 13 ф е вр ал я 2009 г.)
Составитель Н. И. <...> М. Г. Ковтунович
Реализация принципа системной дифференциации в обучении
физике через моделирование физических процессов...........................45 <...> Автор более 140 научных трудов, среди которых
монографии: «Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека» (1967), «Психика и сознание как функция мозга» (1985),
«Умственное развитие и обучение» (1995, 2003), «Умственное развитие:
принцип дифференциации» (1997, 2007). <...> Рассматривается всеобщий дифференционно-интеграционный закон развития всех сложных органических систем природы и общества, который в течение уже более 350 лет формулируется в философии, биологии и психологии, в трудах многих мыслителей и ученых,
в том числе выдающихся и гениальных (Я. А. Коменский, Г. Гегель, <...> ). Высказывается взгляд, что,
будучи отрефлексирован, этот закон мог бы стать основой общей универсальной дифференционно-интеграционной парадигмы в исследованиях процессов развития, в которых в частности остро нуждается
психология и психофизиология развития. <...> писал, что понятие развития, которое вошло не только в науку, но и в обиходное мышление, остается весьма смутным и неопределенным не только для полуобра-
Всеобщий универсальный дифференционно-интеграционный закон... <...> Н. И. Чуприкова
развития «первичное целое подразделяется на субсистемы». <...> Подробное освещение этих материалов представлено в моей
книге «Умственное развитие: принцип дифференциации» (СПб.,
2007). <...> Теоретико-философские представления:
• Я. А. Коменский (природа начинает свою образовательную
деятельность с самого общего и кончает наиболее частным);
• Г. Гегель (всякий предмет определяется сначала в своей общности, затем разлагается на множественность разных <...>
Сборник_Теория_развития.pdf
РА З УМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЯЗЫК
LANGUAGE AND REASONING
ЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
ДИФФЕРЕНЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННАЯ
ПАРАДИГМА
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
Стр.1
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
ДИФФЕРЕНЦИОННО-ИНТЕГРАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА
Доклады участников круглого стола
(Москва, 12—13 февраля 2009 г.)
Составитель Н. И. Чуприкова
ЯЗЫКИ СЛАВЯНСКИХ КУЛЬТУР
МОСКВА 2009
Стр.2
��� 28
� 11
� 11
������ ��������: ��������������-�������������� ���������
/ ����. �. �. ���������. — �.: ����� ����������
�������, 2009. — 224 �., ��. — (�������� ��������� � ����.
Langu ge and Reasoning).
a
ISBN 978-9551-0302-0
�������������� � �������� ������� (��������������� ������)
��������� ��������� �������� «��������������-��������������»
������ ��������, ���������������� � ������
�. �. ����������, �. ������, �. �������, �. ��������, ��. �. ���������,
�. �. �������� � ������ ����������. ����� �����������
��� ��� ����������������� �������� (����� � �����, �������������
/ ������������ �������� ��������, ��������� � ��������
�������������� � ���������� � ����.), ��� � �������
���������� ������ � ���������� ��������: � ������� ��������, �
�������� ������� ����� � ��.
������� ����� ��������� �������� ����� ����������, ��������,
��������, ����������, ��������������, ���������������,
� ����� �������������� ������ ���� � ������� � ��������.
��� 28
Электронная версия данного издания является собственностью издательства,
и ее распространение без согласия издательства запрещается.
ISBN 978-5-9551-0302-0
��������������������������������� © ������, 2009������������������������������������
© ����. �. �. ���������, 2009 � ���������������������������������
© ����� ���������� �������, ��������-�����, 2009
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Н. И. Чуприкова
Всеобщий универсальный дифференционно-интеграционный
закон развития как основа междисциплинарной парадигмальной
теории развития ...........................................................................................7
Ю. И. Александров
Дифференциация и развитие ...................................................................17
Е. В. Волкова
Историко-культурное развитие предметного содержания химии
в свете общего универсального закона развития и представления
о когнитивных структурах, складывающихся в процессе
познания мира ............................................................................................29
М. Г. Ковтунович
Реализация принципа системной дифференциации в обучении
физике через моделирование физических процессов ..........................45
А. Д. Кошелев
В поисках универсальной схемы развития ...........................................57
Н. П. Локалова
Применение закона системной дифференциации в построении
психологической программы когнитивного развития
младших школьников ...............................................................................79
А. Н. Поддьяков
Типы соотношений интеграции и дифференциации
в развивающихся системах ......................................................................91
С. Д. Пьянкова
Когнитивное развитие и самоорганизация .........................................103
Т. А. Ратанова
Взаимосвязь когнитивной дифференцированности и показателей
интеллектуальных и специальных способностей в зависимости
от возраста и условий обучения ............................................................117
Стр.4
Е. А. Сергиенко
Принципы дифференциации-интеграции и континуальностидискретности
психического развития ..................................................131
Е. Т. Соколова
Аффективно-когнитивная дифференцированность /
интегрированность как диспозиционный фактор личностных
и поведенческих расстройств ................................................................151
А. Т. Терехин, Е. В. Будилова, М. П. Карпенко, Л. М. Качалова,
Т. Г. Савко, Е. В. Чмыхова
Онтогенетическая эволюция и инволюция когнитивной
деятельности мозга: нейросетевой подход ..........................................167
Г. Г. Филиппова
Развитие психики в филогенезе: дифференционно-интегративный
подход ..........................................................................................................183
М. А. Холодная
Структурно-интегративная методология в исследовании
интеллекта .................................................................................................195
Т. В. Черниговская
Nature vs. Nurture в усвоении языка .....................................................205
Стр.5