№ 2 О.А. Карабанова, Т.Ю. Садовникова МОДЕЛИ ВОСПРИЯТИЯ МОРАЛЬНОЙ АТМОСФЕРЫ ШКОЛЫ СОВРЕМЕННЫМИ РОССИЙСКИМИ ПОДРОСТКАМИ КАК КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ В рамках возрастно-психологического подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) рассматривается моральная атмосфера (МА) школы как компонент социальной ситуации развития (ССР) в подростковом возрасте. <...> Подчеркивается значимость МА школы для развития ценностного сознания подростков в условиях модернизации образования в России. <...> Приводятся результаты эмпирического изучения моделей восприятия МА школы современными российскими подростками. <...> Ключевые слова: моральная атмосфера школы, нравственно-ценностные ориентации подростков, социальная ситуация развития, модели восприятия моральной атмосферы школы. <...> Elkonin) student’s perception of the moral atmosphere in the secondary school is discussed as the essential feature of the social situation of development. <...> The results of the research cleared the role of the student’s perception of the moral atmosphere in the secondary school as the essential factor of the value and moral development in adolescence in the modern Russia society. <...> The peculiarities of the perception of the moral atmosphere in the secondary school were revealed. <...> The clusters of the different patterns of the perception of the moral atmosphere in school were described. <...> Центральное значение подросткового и юношеского возраста как периода «между детством и взрослостью» для становления мировоззрения личности и формирования системы социально-моральных ценностей общепризнанно в современной психологии развития (Божович, 1995; Выготский, 1984а, б; Гинзбург, 1998; Кон, 1978, 1984; Пиаже, 1969, 2001; Эриксон, 1996; Eisenberg, 1987; Kohlberg, 1981; и др.) <...> . Актуальность проблемы исследования механизмов формирования Карабанова Ольга Александровна — докт. психол. наук, профессор кафедры возрастной психологии ф-та психологии МГУ. <...> E-mail: okarabanova@mail.ru Cадовникова Татьяна Юрьевна — канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии ф-та психологии МГУ. <...> Особенности современной социокультурной ситуации <...>